В.Г.Белинский назвал "Евгения Онегина" "энциклопедией русской жизни", так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека Евгения Онегина. Евгении Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых "лишних людей". Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства, стремления, желания. Он "до времени созрел", стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века - "хандру". Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство, любовь не способны воскресить его душу.

Образ Татьяны Лариной - противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу.

Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной "привычкам милой старины", характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно: Ей рано нравились романы, Они ей заменяли все: Она влюблялася в обманы И Ртардсона и Руссо. Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней.

Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна. самобытна. От природы она одарена: Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нужным. Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: "...Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем". Она решается написать Онегину любовное признание. Резкий отказ Евгения является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. Татьяна находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви. Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил "вольность и покой", был эгоистом и себялюбцем. Любовь приносит Татьяне одни страдания, ее нравственные правила тверды и постоянны.

В Петербурге она становится княгиней; обретает всеобщее уважение и преклонение в "высшем свете". За это время она сильно меняется. "Равнодушною княгиней, неприступною богиней роскошной, царственной Невы" рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в "высшем свете" она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу: ...Сейчас отдать я рада, Всю эту ветошь маскарада. Весь этот блеск и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище...

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм. Главные черты характера Татьяны - сильно развитое чувстве долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным. Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Сам поэт считал образ Татьяны "идеальным" положительным образом русской женщины.

« Образ Татьяны Лариной в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин »

Семёнова Ксения Дмитриевна,

обучающаяся 11 класса,

МБОУ СОШ №7.

Руководитель:

Чижик Ирина Николаевна,

учитель русского языка

МБОУ СОШ №7.

2.2. Характер и внешность Татьяны Лариной

2.3. Духовная связь Татьяны с русским народом.

2.4. Сравнительная характеристика Татьяны и ее сестры Ольги.

2.5. Развитие чувств Татьяны к Евгению Онегину.

2.6. Татьяна в образе княгини.

3. Образ Татьяны в русской критике.

4. Заключение.

1.Введение.

Роман в стихах «Евгений Онегин» навсегда останется одним из замечательнейших достижений русского искусства.Он был начат Пушкиным в Южной ссылке, 9 мая 1823 года, и закончен Болдинской осенью, 28 сентября 1830 года. Действия в романе развиваются с 1819 по 1825 годы. Пушкин был убежден, что этот роман – лучшее его произведение. Поэт искал причины разочарования молодого дворянского интеллигента.

С самого начала работы над «Онегиным» Пушкин чрезвычайно захвачен своим замыслом. В письмах к друзьям он непрестанно возвращается к нему. Его тревожит судьба написанного. Кончив первую главу, он нетерпеливо ждет ее выхода в свет. Вслед за выходом романа в свет, появляются отклики, как враждебные, так и дружеские. Главы «Онегина», одна вслед за другой, печатаются. Они быстро распродаются. Их читают везде: в Петербурге, в Москве, в провинции, в помещичьих усадьбах. Читатели восхищаются этим романом, узнают там самих себя, своих знакомых.

Повествовательное начало в «Евгении Онегине» воплощено в сюжет, который чрезвычайно прост и захватывает весьма ограниченный круг героев – Онегин и Татьяна, Ленский и Ольга. Каждый герой проходит через испытания, которые коренным образом меняют его судьбу. Обе пары героев противопоставлены друг другу: любовь Татьяны к Онегину не похожа на любовь Ленского к Ольге. В романе 3 сюжетных линии: любовь Онегина и Татьяны, любовь Ленского и Ольги, дружба Онегина и Ленского.

Рядом с культурой столичного общества существовала культура, рожденная в недрах русской нации. Она включала в себя быт, нравы, фольклор простого народа, которые входят в роман через изображение семьи Лариных, и прежде всего Татьяны.

Пушкин говорил, что если бы он был на месте Онегина, то он тоже выбрал бы Татьяну, так как Ольгу он считал ветреной, непостоянной, а Татьяна, она такая нежная и искренняя, никогда не предаст и всегда будет верна.

Роль Татьяны в романе очень велика, образ ее, будто незримый лучик солнца, проходит через весь роман, присутствует в каждой главе. Чистый образ Татьяны, лишь еще ярче выявляет трагедию Онегина, всего общества. Но все же основная миссия «милой Тани», именно миссия, – быть Музой Пушкина, самой поэзией, олицетворением жизни в «Евгении Онегине», символом русского народа, России, родной земли. Ведь Муза Пушкина обязательно должна быть крепко связана со своим народом, родиной, именно в этом ее апофеоз. Татьяна выражает чувства и мысли автора, раскрывает нам его душу.

В романе «Евгений Онегин» можно встретить разные ситуации, которые преподносит нам судьба, и он может подсказать, как же поступить. А также его очень интересно читать, там присутствуют и юмор, и фантастика, и исторические моменты, и отношение людей

Цель работы: дать характеристику главной героине романа - Татьяне Лариной.

Задачи:


  1. Проанализировать текст романа «Евгений Онегин».

  2. Изучить критическую литературу по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

  3. Проследить становление характера Татьяны Лариной в романе.

  4. Дать сравнительную характеристику двух сестёр: Татьяны и Ольги Лариных.
2.Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин».

2.1. Воспитание Татьяны.

Татьяна воспитывается в усадебном поместье семьи Лариных, верной "привычкам милой старины». Отец Татьяны умер от чахотки. Двух дочерей: Татьяну и Ольгу остались воспитывать сама мать и всеми любимая няня. Мать дает девочкам хорошее воспитание. Дом у них довольно содержателен. Но Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой». Она любила одиночество, уединение, избегала игр с подругами - сверстницами. Причина такого отчуждения и одиночества – в необычности, исключительности натуры Татьяны, одаренной «Воображением мятежным, /Умом и волею живой, / И своенравной головой, / И сердцем пламенным и нежным». Она предпочитает бродить по полям «с печальной думою в очах, /С французской книжкою в руках». Понимала ее только няня, которую Таня уважала и любила. Татьяна так же верила в гадания и относилась к этому очень серьезно. Платья, которые привозили сестрам из города, девушка не очень любила, ей нравилось одеваться проще, удобнее.

«Задумчивость, ее подруга от самых колыбельных дней…». Чем вызвана эта задумчивость, что занимало ее внимание? Достаточно беглого взгляда, чтобы сказать о Татьяне, как о человеке с хорошо развитой фантазийной жизнью, где мало места реализации своих мечтаний в действительность. Задумчивость, как уход в себя, в свой внутренний мир, фантазирование – конечно же, защита. Она удовлетворяла потребности ребенка в родительской любви через мечты. Герои прочитанных книг становились ее возлюбленными, и, наверняка, происходила ее идентификация с близкими ей героями. Но защитный организм должен преследовать определенную цель. Представляется, что через задумчивость, которая, конечно же, бросалась в глаза постороннему человеку, она бессознательно хотела обратить внимание родителей на себя, чтоб получить их любовь, но, как обычно бывает, защитный механизм не позволяет адекватно разрешить проблему ребенка – его потребность в любви.

Еще одним подтверждением того, что ребенок не был в центре внимания родителей, может служить косвенное упоминание о матери Татьяны. Вспомним, что мать выдали за господина Ларина против ее воли. Она не хотела уезжать из города и жить в имении мужа. Свое недовольство и гнев она вымещала на прислуге, которую часто била, «мужа не спросясь». Вероятно, в этот период и родилась Татьяна, и тогда же проходило ее раннее детство. Все это дает нам возможность предположить психологическую атмосферу в семье в раннем детстве Тани. Однако мы узнаем, что через некоторое время мать Татьяны смирилась со своей участью и занялась хозяйством. Атмосфера в семье улучшилась. Возможно поэтому младшая дочь Лариных, Ольга, так не похожа характером на свою сестру.

2.2. Характер и внешность Татьяны Лариной.

Образ Татьяны – ключевой в романе, его значимость во всем творчестве Александра Сергеевича Пушкина трудно переоценить: Татьяна является идеалом русской женщины. Именно такой представляет себе автор истинную русскую женщину: искренней, пламенной, доверчивой, благородной, с сильным характером и чувством долга.

Обратим внимание на то, как рисует нам свою героиню Пушкин.В романе почти полностью отсутствует портрет Татьяны, что в свою очередь выделяет ее из всех барышень того времени, например, портрет Ольги дан автором очень подробно. В этом смысле важно, что Пушкин вводит в роман тонкие сопоставления своей героини с античными богами природы. Таким образом, портрет Татьяны отсутствует, словно автор пытается донести до читателя, что красота внешняя часто лишена жизни, если отсутствует прекрасная и чистая душа, а значит, лишена и поэзии. Но несправедливо было бы утверждать, что Пушкин не наделил свою героиню красотой внешней так же, как и красотой души. И в то же время сама античность, которая является неотъемлемой особенностью романа, лишь вновь доказывает, что внешняя красота Татьяны неразрывно связана с ее богатым духовным миром.

Татьяна, которая полна поэзии и жизни, для которой так естественно чувствовать природу, влюбляется именно весной, когда душа ее открывается для перемен в природе, расцветает в своей надежде на счастье, как расцветают первые цветы весной, когда природа пробуждается ото сна. Татьяна передает весеннему ветерку, шелестящим листьям, журчащим ручьямтрепет своего сердца, томление души.

Татьяне суждено было стать истинной хозяйкой романа, завладеть сердцами читателей. Ей Пушкин предназначил быть символом России, своего народа, Музой и сливающейся с ней поэзией, ибо для поэта они неделимы. Именно Татьяне посвящен роман, именно в ней Пушкин заключил все самое доброе, нежное и чистое. Татьяна – «это лирическая поэзия, обнимающая собою мир ощущений и чувств, с особенною силою кипящих в молодой груди» . И читатель чувствует эту поэзии так же, как и саму Татьяну. Татьяна для Пушкина не просто любимая героиня, она героиня-мечта, которой поэт бесконечно предан, в которую безумно влюблен.

2.3. Духовная связь Татьяны с русским народом.

Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость к народу. Пушкин указывает по поводу имени Татьяны:

…Оно приятно, звучно,

Но с ним, я знаю, неразлучно

Воспоминанье старины

Иль девичьей!...

Бесспорно, что одна из главных целей, для которой в роман вводится образ Татьяны, заключается в противопоставлении ее Онегину, лицемерию и несовершенству света. Наиболее полно это противопоставление отражено в единении Татьяны с природой, в ее близости к своему народу. Татьяна – живой пример неразрывной связи человека со своей страной, с ее культурой, с ее прошлым, с народом.

В деревне сёстрам хорошо и уютно. Но, не смотря на это, Ольга мечтает покинуть деревню и переехать в Петербург. А вот Татьяна, напротив, очень привязана к деревне, к природе - ко всему, что окружает ее. Неудивительно, что с Татьяной в романе связанно едва ли не самое большое количество пейзажных зарисовок. Их особенно много в 7-ой главе, где Татьяна становится главной героиней повествования. Еще в 5-ой главе романа, тематическим центром которой являются именины Татьяны, картину зимы Пушкин рисует глазами героини:

Проснувшись рано,В окно увидела Татьяна Поутру побелевший снег

Куртины, кровли и заборыНа стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок веселых на дворе,И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром.

Глава седьмая, глава о Татьяне, открывается картиной весеннего пробуждения природы:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга...

Далее все, что делает Татьяна, все, что с ней происходит, сопровождается пейзажными зарисовками. В рассказе о Татьяне сопутствующий ему пейзаж особенно заметно звучит, как музыка: она затрагивает самые лирические чувства в читателе, вызывая в нем глубокое сопереживание и сочувствие делам и мыслям Татьяны.

В 7-ой главе романа русская природа становится подлинно действующим лицом наряду с Татьяной и вместе с ней. Именно потому, что вместе с Татьяной и природа вступает на передний план повествования. Вне природы Татьяну невозможно представить и понять, как национальный и исторический тип.

Татьяна – романтическая душа, так же как и Ленский. Она усердная читательница иностранных романов, главным образом нравоучительных и сентиментальных, где действуют идеальные герои, а в финале неизменно торжествует добро. Она предпочитает романтизм Руссо, Ричардсона. Романы – это книжное воспитание Татьяны. Но оно падает на почву более глубокую, более органическую, принципиально определяющую внутренний мир пушкинской героини. Недаром, еще прежде чем сказать о том, что «ей рано нравились романы», Пушкин говорит, как сердце девочки Татьяны «пленяли» «страшные рассказы// Зимою, в темноте ночной», народные сказки.

Живая нить, связывающая Татьяну с народом, проходит через весь роман. Отдельно в композиции выделен сон Татьяны, который становится знаком близости к народному сознанию. Описания святок, предшествующие сну Татьяны, погружают героиню в атмосферу фольклорности:

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданья,

И предсказаниям луны.

Ее тревожили приметы…

2.4. Сравнительная характеристика Татьяны и её сестры Ольги.

В произведении А.С.Пушкина"Евгений Онегин" рассказывается о двух родных сёстрах, но совершенно разных девушка -Татьяне и Ольге.

Ольга - весёлая, влюбчивая,жизнерадостная девушка.Она послушная дочь,родители её очень любят.В Ольгу без памяти влюблён Ленский. На его ухаживания она отвечает взаимностью,но её любовь непостоянна.Когда Ленского не стало, она недолго плакала и вскоре вышла замуж.

Татьяна, наоборот, -печальна,молчалива,очень замкнута в себе. Она не похожа на других девушек.В то время как все играли, веселились, влюблялись,Татьяна читала романы и любовалась природой. В отличие от своей сестры «она в семье своей родной казалась девочкой чужой».Она не умела проявлять ласку ни к отцу, ни к матери. Татьяна долгое время безответно была влюблена в Евгения.Когда же Онегин, наконец, понял,что любит Таню,то она уже была замужем за знатным человеком.Несмотря на ещё сохранившуюся любовь к Евгению,Татьяна осталась верна своему мужу.

Пушкину писал: «Ее портрет(Ольги)мне очень мил,я прежде сам его любил, но надоел он мне безмерно...» Татьяну же,наоборот,автор всячески поддерживает,называет"милой Татьяной".По-моему мнению, обе сестры хороши собой, нельзя никого назвать плохой, так как родились они в разное время, у каждой свой характер, каждая по-своему прекрасна.

2.6.Развитие чувств Татьяны к Евгению Онегину.

Развитие чувств Татьяны Лариной к Евгению Онегину развивается под влиянием следующих внешних обстоятельств. С одной стороны, в душе Татьяны живёт ожидание и готовность полюбить кого-то, потребность в любви. С другой стороны, выбор объекта любви совершается под влиянием сплетен. Третьим импульсом является уже упоминавшиеся романы, которые Татьяна читает с новым упоением. Для поддержания возникшего чувства она вновь перечитывает эти романы, которые уже когда-то произвели определенное действие в ее состояние ожидания любви. Конечно же, все это происходило бессознательно, под влиянием чувств.

Фантазия развивается и дальше, но для возникновения такой страсти, которую Татьяна принимает за любовь, необходимо, чтобы в этих фантазиях она как личность также заняла определенное место. И Татьяна начинает воображать себя героиней романов:

Воображаясь героинейСвоих возлюбленных творцов,Кларисой, Юлией, Дельфиной,Татьяна в тишине лесовОдна с опасной книжкой бродит.Она в ней ищет и находитСвой тайный жар, свои мечты - Плоды сердечной полноты. Вздыхает и, себе присвоя Чужой восторг, чужую грусть, В забвенье шепчет наизустьПисьмо для милого героя…Но наш герой, кто б ни был он,Уж верно, был не Грандисон.

Таким образом, Татьяна мечтала о таком возлюбленном, который будет похож на героев романов. Таким она посчитала Евгения Онегина.

Одно из ключевых событий романа является встреча Онегина с Татьяной. Впервые Татьяна увидела Онегина около его дома, она брала книги из библиотеки дяди. Он сразу понравился ей. Вскоре, когда Онегин подружился с Ленским, его пригласили в дом к Лариным. Там Онегин видит Таню и сразу же замечает ее незаурядность, ее возвышенно романтическую натуру, и был немало удивлен тем, что поэт-романтик Ленский ничего этого не заметил и отдал предпочтение куда более земной и обыкновенной младшей сестре. А этому равнодушному человеку стоило одного или двух невнимательных взглядов, чтобы понять разницу между обеими сестрами.

Все чаще думая о Евгении, Татьяна начинает понимать, что в ней пробуждается чувство любви:

Давно ее воображенье, Сгораянегой и тоской, Алкало пищи роковой; Давно сердечное томленьеТеснило ей младую грудь;Душа ждала…кого-нибудь, И дождалась…Открылись очи; Она сказала: это он!

Если вспомнить, что Татьяна почти ни с кем не общалась, то можно с уверенностью сказать, что она не разбиралась в людях. Может, именно поэтому она выбрала не того возлюбленного, как ей хотелось. Но она этого не понимала, она считала Онегина своим героем. Ее любовь – настоящее, большое чувство, как бы ни было оно заимствовано из книг. Она любила всем сердцем, всей душой отдавалась этому чувству.

Мучаясь от любви, не зная, что делать, она обращается к няне. Таня начинает расспрашивать о ее любви, но няня не понимает ее, так как сама вышла замуж в 13 лет и против своей воли. Романтически настроенная барышня, какой рисуется Татьяна в третьей главе, и няня - немолодая крепостная женщина – говорят на разных языках и, употребляя одни и те же слова, вкладывают в них принципиально различное содержание. Употребляя слово «любовь» (« Была ты влюблена тогда?»), Татьяна имеет в виду романтическое чувство девушки к ее избраннику. Няня же, как и большинство крестьянских девушек той поры, вышедшая замуж в 13 лет по приказу, конечно, ни о какой любви до брака не думала. Любовь для нее – это запретное чувство молодой женщины к другому мужчине:

Мы не слыхали про любовь; А то бы согнала со света Меня покойница свекровь .

Беседовать же о том, что составляет тему женских разговоров, с девушкой, неприлично, и няня обрывает разговор. Для понимания этических оттенков разговора Татьяны с няней необходимо учитывать принципиальное различие в структуре крестьянской и дворянской женской морали той поры. В дворянском быту «падение» девушки до свадьбы равносильно гибели. Крестьянская этика позволяла относительную свободу поведения девушки до свадьбы, но измену замужней женщины рассматривали, как тягчайший грех. Каждая из собеседниц говорит о запретной и «погибельной» любви, понимая ее совершенно различно.

Татьяна решается написать письмо Онегину, в котором раскрывает все свои чувства. Письмо Татьяны – это порыв, смятение, страсть, тоска, мечта - все подлинно. Оно написано русской девушкой, нежной и одинокой, чувствительной и застенчивой. Такой поступок вызывает только уважение. В своём письме Таня задает вопросы, на которые сама не знает ответов, а так же умоляет о спасении. То, что Татьяна написала письмо к Онегину, объясняется простотой её души и доверчивостью натуры. Однако, не так уж она простодушна. Мы помним, какие душевные муки пережила Татьяна, прежде чем послать письмо Онегину:

Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке; Облатка розовая сохнет На воспаленном языке…

Письмо окончательно убедило Онегина в необычности Татьяны, в ее душевной чистоте и неопытности, в ее превосходности над холодными и расчетливыми светскими кокетками, оно оживило в нем лучшие, давно забытые воспоминания и чувства:

Язык девических мечтанийВ нем думы роем возмутил; И вспомнил он Татьяны милой И бледный цвет, и вид унылый; И в сладостный безгрешный сон Душою погрузился он.

И все же на страстное послание Татьяны, где все наружу, все на воле, Онегин отвечает холодной исповедью. Почему? Прежде всего, конечно же, потому, что Онегин и Татьяна стоят на разных ступенях духовно-нравственного развития и вряд ли могут понять друг друга. Не забудем, что Татьяна полюбила на самом деле не Онегина, некий фантом, некий сочиненный ею образ, который приняла за Онегина. Как он, перегоревший в страстях, изведавший жизнь и людей, еще кипевший самому ему не ясными стремлениями, он, которого могло занять и наполнить только что-нибудь такое, что могло бы выдержать его собственную иронию, он увлекся младенческой любовью девочки-мечтательности, которая смотрела на жизнь так, как он уже не мог смотреть. И что же сулила ему в будущем эта любовь? Действительно, ответить на любовь Татьяны - значило для Онегина - решиться на брак:

Но обмануть он не хотел Доверчивость души невинной…

Он признал, что ему нравится Татьяна, но он не готов к браку, не хочет и не может ограничить свою жизнь домашним кругом, что интересы и цели у него иные, что его страшит прозаическая сторона брака и что семейная жизнь ему наскучит. Словом, с точки зрения житейской Онегин вел себя безупречно:

Не в первый раз он тут явилДуши прямое благородство.

Онегин мог полюбить Татьяну, должен был полюбить ее и полюбил бы, если бы он не был искалечен петербургской средой; Онегин не создан для блаженства, он сам знает это. Он не знает любви, в нем заглушено прекрасное и возвышенное. Он знает только флирт и порок. И он поступает хорошо, не применяя своего искусства соблазнителя. Хотя и поступил он благородно, но он не догадывался, что безответная страсть поставит героиню на край гибели:

Увы, Татьяна увядает, Бледнеет, гаснет и молчит.

Кто же виноват в несчастье Онегина и Татьяны? Разумеется, тот уклад общества, в котором воспитывался Евгений. Вина на обществе, которое так дьявольски устроено, что двум хорошим людям никак не найти в нем счастья. Вопрос «Кто виноват?» и решает сюжетную судьбу героев.

2.7.Татьяна в образе княгини.

Любовь приносит Татьяне одни страдания, ее нравственные правила тверды и постоянны.Мать Тани пытается выдать ее замуж и отвозит в Петербург, где Таню водят на различные балы. И первый, кто ею заинтересуется, будет ее мужем. Им стал старый знатный генерал. Он оказался хорошим человеком, и Татьяна его уважала.В Петербурге она становится княгиней; обретает всеобщее уважение и преклонение в "высшем свете". За это время она сильно меняется. "Равнодушною княгиней, неприступною богиней роскошной, царственной Невы" рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в "высшем свете" Татьяна одинока. И здесь она не находит того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу:

...Сейчас отдать я рада, Всю эту ветошь маскарада. Весь этот блеск и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище...

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе его чувств к ней лежит себялюбие, эгоизм. Главные черты характера Татьяны – сильно развитое чувства долга, которое берет вверх над другими чувствами, и душевное благородство, именно поэтому она нашла в себе силы подавить свои чувства и сказать Онегину:

Я вас люблю (к чему лукавить?) Но я другому отдана; И буду век ему верна.

Ее новый облик, манеры, стиль поведения отвечают самым строгим требованиям хорошего вкуса, высшего тона и мало напоминают повадки прежней провинциальной барышни. Онегин видит: она научилась благородной сдержанности, умеет «властвовать собой», он поражен происшедшей с ней переменой, которая представляется ему абсолютной, полной:

Хоть он глядел нельзя прилежней, Но и следов Татьяны прежней Не мог Онегин обрести.

Онегин настойчиво ищет встреч с Татьяной, пишет ей одно за другим страстные любовные признания, а, потеряв надежду на взаимность, тяжело заболевает. Точно так же в свое время бледнела, гасла и увядала Татьяна. Ему становится ясно, что его попытка прожить в полном одиночестве, в состоянии абсолютного покоя, без страстей и душевных бурь, оказалась несостоятельной и обернулась трагическими последствиями:

Чужой для всех, ничем не связан,Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой Как я ошибся, как наказан!

Но на что же рассчитывал Евгений, так усердно преследуя Татьяну? Ведь он знал, что ее муж очень известный и видный генерал. А рассчитывал он на то, что Татьяна изменилась полностью, что она стала совершенно другой, что из наивной провинциалки она превратилась в истинную аристократку. Но вскоре Онегин понимает, что Татьяна изменилась только внешне, а в душе она во многом осталась «прежней Таней»! Татьяна не способна на измену, именно такой поворот событий придает финальной сцене безнадежность и драматизм.

Можно сказать, что Онегин сумел разгадать Татьяну, ее натуру, ее душу, что он начинает постигать то, чего не в состоянии был понять в дни пребывания в деревне. Все тускнеет перед непрестанной думой о Татьяне, встреча с которой, ясней и ясней понимает теперь герой – стала главным событием в его судьбе, событием, всю значимость которого он тогда не смог оценить. Любовь к Татьяне – последнее, что осталось у Онегина. Перечитывая еще раз письмо Татьяны, он решается написать свое признание в любви, в нем он осуждает себя за то, что в свое время не мог ответить взаимностью. Корит себя за то, что опоздал, полюбил ее слишком поздно.

После этого он совершает последний визит к Татьяне. Нарушая все приличия, он приходит в чужой дом и застает ее врасплох – в слезах, за чтением письма, одетой по-домашнему и потрясенный ее знакомым, простым обликом, молча падает к ее ногам «в тоске безумных сожалений».

Конечно, глядя на Онегина, Татьяна прекрасно понимает его страдания, ведь она сама пережила нечто подобное. Татьяна была уверена, что разгадала холодного, эгоистичного Евгения, но она не могла знать, что произошло с ним после дуэли с Ленским, что понял он во время странствий по России, что пережил в часы добровольного заточения в своем кабинете. Именно в бескорыстие и благородство страсти Онегина не может поверить Татьяна. Убежденная, что он стал «чувства мелкого рабом», она, кажется, не допускает даже мысли, что во время их разлуки, а ведь прошло четыре года, Онегин способен измениться. Теперь ошибку совершает Татьяна.

Финальное объяснение Татьяны с Онегиным ставит многоточие в драматической истории любви главных героев. А поскольку это многоточие, наверное, любой читатель задает себе вопрос: «А что было бы, если бы Татьяна не отказала Онегину? А что произойдет дальше?» Ф. М. Достоевский утверждает: «Если бы даже Татьяна стала свободной, если бы умер ее старый муж, и она овдовела, то и тогда она не пошла бы за Онегина. В этом суть ее характера!» На первый взгляд это утверждение странно: кто же отказывается от семейного счастья при взаимной любви? Но точка зрения Достоевского имеет много оснований. Татьяна, полюбив человека ищущего,

не могла выйти замуж за человека, не нашедшего смысла в жизни. Ведь в браке нужна стабильность, постоянство, а Онегин – «вечный скиталец», который «не создан для блаженства».


  1. Образ Татьяны в русской критике.
Такое произведение, как «Евгений Онегин», а особенно прекрасный образ Татьяны Лариной не могло остаться без вниманиясо стороны литературных критиков, поэтому я решила включить в свой реферат мнение нескольких критиков, таких как: Белинский, Гуковский.

В.Г. Белинский о Татьяне Лариной:

«Велик образ Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени, он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину…

…Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. Страстно влюбленная, простая деревенская девушка, потом светская дама. Татьяна существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. Это дивное соединение грубых, вульгарных предрассудков со страстью к французским книжкам. Без книги она была бы совершено немым существом, и ее пылающий и сохнущий язык не обрел бы ни одного живого, страстного слова, которым бы могла она облегчить себя от давящей полноты чувства…

…Но вдруг появляется Онегин. И она увидела его, и он предстал перед нею, молодой, красивый, ловкий, блестящий, равнодушный, скучающий, загадочный, непостижимый, весь неразрешимая тайна для ее неразвитого ума, весь обольщение для ее дикой фантазии…

… Объяснение Онегина Татьяне в ответ на ее письмо. Как подействовало на нее это объяснение, - понятно: все надежды бедной девушки рушились, и она еще глубже затворилась в себе для внешнего мира. Посещение дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девочки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина…

…Татьяна не любит света и за счастье почла бы навсегда оставить его для деревни; но пока она в свете, его мнение всегда будет ее идолом, и страх его суда всегда будет ее добродетелью…

…Татьяна - тип русской женщины: не может презирать общественного мнения, но может им жертвовать скромно, без фраз, без самохвальства, понимая всю великость своей жертвы, всю тягость проклятия, которое она берет на себя».

Критика Г. А. Гуковского:

«Татьяны милой идеал», - сказал сам Пушкин в пору написания «Онегина», еще неважно то – обстоятельство, что Татьяна дворянская, помещичья дочка, хотя он тщательно выписывает социальный фон своей героини ее семью, и соседей - помещиков, и московскую родню…

…Он окружает Татьяну более возвышенными воздействиями и книжными и человеческими. Впрочем, как неказисто родственное окружение Татьяны, Пушкин подчеркивает ее истинно русский, национальный характер…

…Татьяна – идеал русской женщины, воплощение высоко поэтического русского народного духа. Образ Татьяны определен органическим складом народной жизни и фольклора. Что же касается имени, то оно до конца романа придавало образу главной героини некое звучание простонародности, вплоть до того места, где о княгине сказано совсем просто:

Как прежней Тани, бедной Тани,Теперь в княгине б не узнал!

…Развитие образа Татьяны совершается в сопровождении фольклора и образов крестьянской жизни…

…Сон Татьяны – это ключ к пониманию ее души, ее сущности. Татьяна, в глубине души, мыслящая себя, как красну девицу фольклора, а Онегина, как суженного. Так, образ Тани глубоко и интимно связан с образами народного общества и быта…

…В восьмой главе Татьяна в новой, и чужой для нее среде. Она вовсе не стала светской дамой, она осталась прежней, той же чистой и возвышенной Таней, преданной деревне, своей полке книг, воспоминаниям о своей няне…

Заключение.

Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, ищущей глубокое содержание в жизни.

При выполнении этой работы мною был рассмотрен образ Татьяны: характер, воспитание, внешность, духовная связь Татьяны с русским народом, а так же показано развитие ее чувств к Онегину, и как она стала княгиней, при этом не изменившись внутренне.

В Татьяне видна сила духа русского человека, почерпнутая из народа. Татьяна – женщина такой душевной красоты, которая смиряла даже окружающую пошлость. И женщина эта была «покойна и вольна». Пушкин увел ее прочь, последним словом в ее признании оставив слово «верность». Ее прекрасная душа была открыта Пушкиным вся, там не было ни одного темного уголка, куда бы читатель романа «не смог заглянуть своим мысленным взглядом». «Вольность и покой – замену счастью», никогда она не искала их, в угоду им никогда не отгораживалась от мира презрением и равнодушием. Она, может, и не знала счастья в любви, зато знала высокий нравственный закон, исключающий себялюбие, знала свою жизненную цель: доказать Евгению всю правоту ее чувств, но при этом не нарушать жизненных правил русской женщины. Без оглядок и размышлений шла она к этой цели; шла твердо, потому что «русская душою», цельная в самом своем существе, она не могла жить иначе.

Цель, раскрыть в моем реферате образ главной героини – Татьяны Лариной, мною достигнута.

Литература.

1 . Пушкин А.С. «Евгений Онегин».

2. Коровина В.Я.. Пушкин в школе. Пособие для учителей. « Просвещение», 1978. 303с.

3. Литература. 9 класс. Учеб. Для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч. 2 / [авт.- сост. В. Я. Коровина и др. ] под ред. В. Я. Коровиной. – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2009. – 383 Стр.

4. Лотман Ю.М.. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий: Пособие для учителя. – Л. : Просвещение, 1983. – 416с.

5. Маймин Е.А.. Пушкин. Жизнь и творчество. Издательство «Наука», 1982г.

Татьяна Ларина - главная героиня романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Иногда читателям кажется, что автор неправильно дал название своему произведению. Симпатия всех, кто берется читать роман, всегда на стороне его волшебной героини – Татьяны.

Но, если прочитать роман внимательнее, мы увидим, что образ главного героя Пушкин изображает как летописец или биограф - разворачивает события во времени, некоторые отдельно, рассматривая их более детально. Татьяна же, поскольку не является главной героиней, появляется в романе дважды - в своем родительном имении и на бале в Петербурге.

Впервые читатель видит Татьяну тогда, когда Онегин появляется на праздновании ее именин. Она - старшая из двух сестер Лариных. Сестры являются противоположностью во всем. Одна - красивая, неразумная белянка, другая - чернявая и романтическая девушка.

Даже ее имя простонародное. Она «…та, которая грустна И молчалива, как Светлана».

В то время как ее сестра Ольга весела, играет с подружками. Евгений отмечает:

  • «В чертах у Ольги жизни нет.
  • Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне»

Татьяна одинокая , любит сидеть самая возле окна, ее увлекает - не вышивание, как других девушек, а романтичные истории о любви Ричардсона и Руссо, сонник Мартына Задеки. Пушкин подчеркивал близость Татьяны к народу не только ее простонародным именем, но и ее вкусами. Татьяна вместе с дворовыми девушками гадает, прислушивается к рассказам суеверной няни, тайно вычитывает из сонника смысл своих снов... Простая и красивая девушка, с чистым сердцем и любознательным умом, она ищет своего романтического героя и находит его в Онегине. Почему она не влюбилась в Ленского?

Он как и Татьяна - романтический герой, путешественник, студент Гетингенского университета. Человеческие пересуды сразу «повенчали» Татьяну и Евгения, тем не менее, этого могло не произойти. Пушкин определяет этот миг так:

  • И в сердце дума заронилась;
  • Пора пришла, она влюбилась

Итак , почему именно Евгений становится ее избранником? Здесь Пушкин говорит просто:

  • Давно сердечное томленье
  • Теснило ей младую грудь;
  • Душа ждала... кого-нибудь

Итак, Евгений - пока что «кто-то» для Татьяны. Она влюбляется лишь в образ, в свою мечту, которая, в конце концов, приобрела какие-то определенные черты. Онегин для нее - воплощение одухотворенных героев «любовника Юлии Вольмара», Малека-Аделя, Линара, Вертера и Грандисона:

  • «Все для мечтательницы нежной
  • В единый образ облеклись,
  • В одном Онегине слились...»

Сама Татьяна , «подобно Юлии, Дельфине», влюбленная, не умевшая высказать своей мысли русской, просто переписывает текст любовного письма с французского романа и отсылает его Онегину как свой. Для Онегина, светского льва, внезапная влюбленность сельской девочки - лишь неприятный случай, он отвечает ей, как и должен ответить взрослый мужчина девушке-подростку (даже довольно вежливо!

): «Я не созданный для брака». Он старается не обидеть ее душу, и одинаково первое девичье чувство она отброшена.

Проходит несколько лет - и Онегин снова встречает Татьяну - теперь волшебную светскую даму, жену боевого генерала. Онегин очарован: впервые он серьезно влюблен... Как и когда дикая романтическая девочка превратилась в блистающую хозяйку столичных балов? Самая неожиданная несчастная открывает для Татьяны-девочки взрослых чувств. Она читает много книжек из библиотеки усадьбы Онегиных, благодаря которым девушке приоткрывается внутренний мир влюбленного:

  • «И начинает понемногу
  • Моя Татьяна понимать
  • Теперь яснее - слава богу -
  • Того, по ком она вздыхать
  • Осуждена судьбою властной:
  • Чудак печальный и опасный»

Позднее , приехав в Москву, она научится выезжать в мир, вести себя в обществе...

Окрепнет и вырастет ее душа, она станет украшением и хозяйкой гостиных, на равные будет разговаривать со светскими львицами (например, с Ниной Вронской, «Клеопатрой Невы»). Но приобретя светского опыта, Татьяны все равно останется той дикой и романтической девочкой, умеющей любить, дворянское общество научило ее изысканным манерам, вкусу в одежде.

Но самое главное - способность к чистому человеческому чувству. Ответ Татьяны Онегину ну на его чувство звучит, будто месть - горький укор за то, что он не увидел и не оценил силы ее чувств:

  • Урок ваш выслушала я?
  • Сегодня очередь моя.
  • «Онегин, я тогда моложе,
  • Я лучше, кажется, была,
  • И я любила вас; и что же?
  • Что в сердце вашем я нашла?»

«Тогда - не правда ли ? - в пустыне, Вдали от суетной молвы, Я вам не нравилась...» - говорит Татьяна. «Меня преследуете вы? Зачем у вас я на примете?

Не потому ль, что в высшем свете Теперь являться я должна; Что я богата и знатна...». Татьяна упрекает его любовь: «Как с вашим сердцем и умом Быть чувства мелкого рабом?» Но и сейчас она его уважает, и даже любит: «А счастье вылилось так близко... » Пушкин уже почти толкает Татьяну навстречу своему герою-ловеласу, и понимает: нет, Татьяна не для Онегиных! ее чистая и красивая душа не создана для однодневной любви, она сильная и цельная, ей нужно или все - или ничего. Ее простонародное христианское воспитание не разрешает Татьяне совершить грех даже для любимого человека. Поэтому ее выбор такой: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна» Пушкинская Татьяна - замечательный пример высокой любви, такой, которая приносит себя в жертву - ради того, чтобы не предать, не принизить это прекрасное чувство.

Если бы Татьяна не отказала Онегину, их любовь превратилась бы в похожее на многие истории. Вместе с тем ее отказ поднял эту историю на уровень мировой литературы. Пушкин любит свою Татьяну, он восхищен ее живостью, понятливостью - и девичьим, и женским. Татьяна - воплощение пушкинского идеала женщины.

А достижим этот идеал, или нет, - каждая женщина должна ответить на этот хотя бы раз в жизни.

Вы прочитали ответ на вопрос Образ Татьяны Лариной в романе А. Пушкина «Евгений Онегин» и если понрвился материал то запиши в закладки - » Образ Татьяны Лариной в романе А. Пушкина «Евгений Онегин» ? .
    День Татьяны считается у студентов их официальным праздником, поэтому он традиционно зовётся днём студенческой молодёжи. Своё официальное назначение «Татьянин день» получил начиная с восемнадцатого века, и до нынешних времен празднуется почти во всех ВУЗах. Как же появился «Татьянин день» и кто была эта загадочная Татьяна. Рассмотрим в статье. Как оказалось, Татьяна, раньше, в древности читалось как Татиана и переводилось с языка греков – учредительница или устроительница. Непосредственно День Татьяны К уроку учащимся нужно перечитать 4 и 8 главы романа и подумать над вопросами: какова эволюция отношений Татьяны и Онегина? Сопоставьте письма героев. Как их характеризует поведение в 8 главе? Характерно ли оно для каждого из них? Какова композиционная роль истории любви Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне? Урок можно провести на основе изучения и сопоставления 4 и 8 глав романа. Основные этапы урока: 1. Наблюдения за развитием событий в Пушкин вводит в роман двух героинь - сестёр Татьяну и Ольгу. Но этот неуловимый образ тоненькой девочки, который возникает в воображении читателя - словно антипод младшей сестры Ольги, черты которой можно обнаружить в любом романе того времени. Фривольность стиха, в котором описывается Ольга, вдруг сменяется серьёзной интонацией: Позвольте мне, читатель мой, Заняться старшею сестрой. И на страницах романа появляется она. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью её румяной, Не привлекла Чем же интересен образ героини романа «Евгений Онегин». Прежде всего - своими глубокими национальными корнями, своей русской основой, делающей ее совершенным явлением в московском и петербургском обществе, притягивающий блеск которого оставляет Татьяну равнодушной. А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой людный дом и вечера, Что в них Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и гад За В основе романа лежит история любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Образ Татьяны как главной героини романа является наиболее совершенным среди остальных женских образов. Татьяна - любимая героиня Пушкина, его «милый идеал» («... я так люблю Татьяну милую мою»). В образе Татьяны Пушкин отразил все те черты русской девушки, совокупность которых представляет для автора совершенный идеал. Это те особенные черты характера, которые делают Татьяну истинно русской. Формирование этих черт у Татьяны

Обсуждение закрыто.

На протяжении всего романа А. С. Пушкин любуется своим творением – образом простой девушки Татьяны Лариной.

Воспитание Татьяны

Пушкин наделяет любимую героиню несвойственным для дворянства того времени именем. Имя Татьяна считалось крестьянским, исконно народным. Так Пушкин хочет показать близость героини к русским традициям.

Няня Татьяны также наделяет ее мысли народной духовностью – Татьяна верит гаданьям, «преданьям старины глубокой». Она знакома с народными песнями, сказаниями. Она в некоторой степени суеверна.

С самого детства Таня казалась девочкой чужой даже в собственной семье. Она не играла в куклы, не занималась рукоделием, не резвилась с ребятишками. Всегда задумчива, тиха, больше всего Татьяну привлекало чтение.

Девушка любила природу, обожала русскую зиму и все зимние развлечения – катания на санях, катание с горы и др. Ее единение с природой Пушкин показывает уже в описании героини: «Как лань лесная боязлива».

Любовь к Онегину

Встретив Онегина, Татьяна поняла его душу даже лучше его самого. Она искренне верила, что ее любовь дарована ей Богом, что Евгений предназначен ей судьбой.

Лишенная кокетства, притворства, наделенная полнотой и искренностью чувств, Татьяна первая пишет письмо Онегину с признанием в любви. Такой поступок во все времена считался неприличным для девушки. Однако Татьяна настолько искренна, что все предрассудки кажутся ей ничтожными.

Для Онегина ее поступок показался глупостью наивной девушки. Он не понял надежд и мечтаний Татьяны, недооценил ее внутреннюю силу.

Получив отказ, Татьяна вскоре выходит замуж за князя. И спустя несколько лет становится настоящей светской дамой, которой восхищается высшее общество. Тут и встречается она с Онегиным повторно. Оба изменились, оба повзрослели. Онегин поражен красотой девушки, ее умением держаться в обществе, ее внутренней силой.

Наступает его черед добиваться любви Татьяны, писать ей письма, умолять о встрече. Однако Татьяна настолько высока нравственно, что для нее совершенно невозможно изменить мужу, которому она предназначена судьбой. Хотя любовь к Онегину не угасла в ее душе.

Татьяна – нравственны идеал Пушкина

Пушкин видит в своей героине идеал женщины. Она от природы чутка, нравственна, чиста. Ее верность супругу восхищает автора. Он признается, что до последнего момента сам не знал, как же поступит Татьяна с Онегиным, как ответит ему, что скажет.

Дело в том, что она настолько ожила в его воображении, что начала принимать решения самостоятельно, независимо от задумки автора. Глядя на нее, Пушкин не раз на страницах романа восхищался ей, ее образом, ее характером: «Татьяна милая моя!», «я так люблю Татьяну милую мою!».

Заключение

Я думаю, что Татьяна – один из лучших женских образов в русской и мировой литературе. Еще много лет читатели будут восхищаться твердыми жизненными принципами девушки – ее умением быть верной и преданной несмотря ни на что.

Основная тема романа - передовая личность в ее отношении к дворянскому обществу. Эта тема раскрывается Пушкиным в образах Онегина, Ленского, Татьяны - представителей дворянской интеллигенции.

Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Татьяна росла и воспитывалась в семье дворян-помещиков, верных «привычкам милой старины». С детства близким ей человеком была няня, простая русская крепостная женщина, с которой Татьяна делилась своими сокровенными мыслями и переживаниями. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к родной природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, естественность. От природы Татьяна умна, своеобразна, самобытна. С детства она отличалась от своих сверстников. Она была «дика, печальная, молчалива», «как лань лесная боязлива» и «…часто целый день одна сидела молча у окна», Пушкин говорит, что она была одарена «воображением мятежным, умом и волею живой и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным».

Ум и своеобразие натуры выделяют ее среди других в помещичьей среде и светском обществе и приводят к осознанию пошлости, праздности и пустоты жизни окружающих ее людей. Она мечтает о человеке, который бы внес в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев любимых романов. Таким показался ей Онегин, светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей своей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: «…Все было им полно, все деве милой без умолку твердит о нем»,

Но Онегин не понял всей силы и глубины чувства Татьяны. И не оценил его. Любовь приносит Татьяне одни страдания. В конце концов она уступает матери, и, повторяя судьбу многих женщин того времени, выходит замуж за нелюбимого человека.

Но в душе Татьяна осталась прежней. В свете она одинока: не нашла здесь того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся в столицу.

…Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад,

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище…

Сцена последнего свидания Татьяны с Онегиным еще полнее) раскрывает ее высокие душевные качества: нравственную безупречность, верность долгу, правдивость. Повинуясь долгу, она принимает последнее роковое решение: отказывается от любви, личного счастья, навсегда связанного для нее с Онегиным.

Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русских женщин, нравственно безупречных, верных долгу, ищущих глубоко содержательной жизни. Такова Ольга Ильинская в романе Гончарова «Обломов», тургеневские героини: Наталья из «Рудина», Елена из «Накануне», жены декабристов, воспетые Некрасовым.