Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в детском саду.

Значение музыкального воспитания.

Дошкольный возраст наиболее оптимален для приобщения ребенка к миру прекрасного, в связи с этим воспитатель имеет очень большое значение: его нравственный облик, уровень знаний, профессиональное мастерство и опыт. Поэтому очень важно чтобы воспитатель был всесторонне развит и приобщен к миру музыкального искусства. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Важно не только понимать и любить музыку, научиться выразительно, стройно петь в хоре, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на инструменте. Самое существенное - уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.

Музыка это средство эстетического воспитания, которое направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Признаки музыкальности(Н.А.Ветлугина):

Первый признак музыкальности - способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить.

Второй признак музыкальности - способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности.

Третий признак музыкальности - проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.

Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

«Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...». Н.К.Крупская.

Задачи музыкального воспитания

1. Воспитывать интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха кото¬рые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержа¬ние услышанных произведений.

2. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями.

3. Знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладо-высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.

6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передаче характерных образов в играх и хороводах; использовании выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизации маленьких песен, попевок. Формировать самостоятельность, инициативу и стремление применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по музыкальному воспитанию в детском саду "Солнечные лучики"

Данное занятие соответствует современным подходам к организации образовательного процесса в ДОУ в контексте реализации ФГТ и новых примерных программ дошкольного образования....

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Статья предназначена для родителей и воспитателей, в ней рассказывается о четырех видах музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, для развития речи....

Использование современных образовательных технологий в работе по музыкальному воспитанию в детском саду

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Мы открываем перед ним дверь в этот мир, помогаем развивать у него способности, и прежде всего эмоциональную отзывчивость. Применение на музыкальн...

Радынова О.П., Катинене А.И. 1998 год

Музыкальное воспитание дошкольников

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I . Значение музыки в воспитании детей (О. П. Радынова )

§ I . Музыка как вид искусства и задачи музыкального воспитания детей

§ 2. Характеристика музыкальных способностей

§ Развитие у детей музыкальных способностей

§ Развитие способностей в музыкальной деятельности

§ Контроль за развитием музыкальных способностей

§ Формирование основ музыкальной культуры детей (А. И. Катинене)

Глава II . Методы и приемы музыкального воспитания детей (О. П. Радынова)

§ 1. Педагогические методы

§ 2. Характеристика методов и приемов музыкального воспитания

§ 3. Музыкально-дидактические игры и пособия

Глава III . Музыкальная деятельность детей

§ 1. Виды музыкальной деятельности (О. П. Радынова)

§ 2. Особенности музыкальной деятельности детей (О. П. Радынова, А. И. Катинене )

Глава IV . Развитие у детей музыкального восприятия (О. П. Радынова)

§1. Характеристика музыкального репертуара

§ 2. Методы и приемы развития у детей музыкального восприятия

Глава V . Детское музыкальное исполнительство

§ 1. Пение (А. И. Катинене)

§ 2. Ритмика (музыкально-ритмические движения) (М. Л. Палавандишвили)

§ 3. Игра на детских музыкальных инструментах (О. П. Радынова)

Глава VI . Детское музыкальное творчество

§ 1. Песенное творчество (А. И. Катинене, О. П. Радынова)

§ 2. Музыкально-игровое и танцевальное творчество (М. Л. Палавандишвили)

§ 3. Творчество детей в игре на музыкальных инструментах (О. П. Радынова)

Глава VII . Музыкально-образовательная деятельность (А. И. Катинене, О. П. Радынова)

§ 1. Значение музыкально-образовательной деятельности в музыкальном воспитании детей

§ 2. Методы и приемы формирования знаний о музыке

Глава VIII . Формы организации музыкальной деятельности детей (О. П. Ра дынова)

§ 1. Общая характеристика

Глава I X . Занятия (О. П. Радынова )

§ 1. Виды музыкальных занятий

§ 2. Занятия индивидуальные и по подгруппам

§ 3. Фронтальные занятия

Глава X . Музыка в повседневной жизни детского сада (М. Л. Палаван дишвили)

§ 1. Роль и место музыки в быту детского сада

§ 2. Музыка и физкультура

§ 3. Музыка и развлечения

§ 4. Музыка и праздник в детском саду

Глава XI . Деятельность педагогического коллектива по музыкальному воспитанию детей (О. П. Радынова)

§ 1. Функции заведующего детским садом и старшего воспитателя

§ 2. Функции музыкального руководителя и воспитателя

Словарь музыкальных терминов

Литература

Музыкальное воспитание детей в семье (А. И. Катинене, О. П. Радынова)

§ 1. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье

§ 2. Задачи музыкального воспитания детей в семье. Используемый репертуар

§ 3. Методы обучения в семье

§ 4. Формы организации музыкальной деятельности детей в семье


Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Но в конечном счете успех дела зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и в семье.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.

Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это прежде всего классика и народные произведения. Но для этого педагог должен сам ее хорошо знать, любить, уметь преподнести детям, рассказать о ней.

В качестве напутствия читателям хотелось бы пожелать, чтобы они применяли рекомендуемый материал творчески, смелее искали новые пути раскрытия детям красоты музыки.

Мы надеемся, что книга поможет будущим педагогам подготовиться к работе с детьми, а музыкальным руководителям и воспитателям найти ответы на вопросы, возникающие в практике.


Глава I

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

§ 1. МУЗЫКА КАК ВИД ИСКУССТВА

Музыка возникла в глубокой древности. Об этом свидетельствует множество найденных предметов с изображениями музыкальных инструментов, исполнителей, хотя сами музыкальные произведения далеких эпох до нас не дошли.

Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают.

Что представляет собой музыкальное искусство? Каковы его особенности по сравнению с другими видами искусства, выразительные возможности музыкальных средств? В чем проявляется познавательное и воспитательное значение музыки?

Специфика искусства по сравнению с другими формами общественного сознания (наука, мораль, религия) заключается в том, что оно обобщает жизненные явления в художественной форме, в художественных образах.

Художественный образ - это средство типизации жизненных явлений в искусстве, в котором нечто общее выражено через неповторимо индивидуальное. Художественный образ содержит обобщение, данное через единичное, особенное.

В художественном образе всегда отражены в единстве чувственные и смысловые моменты.

В музыкальном образе передаются чувства и мысли, волнующие многих людей, но каждое музыкальное произведение индивидуально неповторимо.

В чем своеобразие музыки как искусства? Сравним ее с живописью, скульптурой, литературой.

Музыка не может с той же долей конкретности, как эти виды искусства, изобразить или описать жизненные явления (хотя некоторыми возможностями изобразительности она обладает).

Можно ли с помощью звуков передать определенное содержание? Что мы называем содержанием музыки?

Видный психолог Б. М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения». (Психология музыкальных способностей.- М.; Л., 1947.-С. 7.)

Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Благодаря тому, что музыка представляет собой временно й вид искусства (в отличие от живописи, скульптуры), она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Каждое музыкальное произведение имеет, таким образом, некую «чувственную программу» (термин психолога В. Г. Ражникова), размачивающуюся во времени.

Музыка может и изображать какие-либо конкретные явления действительности - шум волн, завывание ветра, плеск ручейка, пение птиц - путем звукоподражания.

Существует так называемая программная музыка , в которой композитор либо указывает название произведения, т.е. подразумевает наличие некоторой обобщенной программы, либо пишет музыку на определенный литературный текст. В программной музыке чаще встречаются различного рода изобразительные моменты, но важно отметить, что даже ярко изобразительные произведения всегда имеют эмоциональную окраску: чириканье птички может быть приветливым, веселым, а может быть встревоженным; шум волн - умиротворенным или грозным.

Поэтому выразительность всегда присуща музыке, а изобразительность имеет вспомогательное значение. Изобразительность присутствует далеко не в каждом произведении, но даже ярко изобразительная музыка всегда выражает настроения, эмоционально-психологические состояния.

Музыка, в том числе и не связанная со словом, выражает и определенные мысли, вызывает обобщения. Но возникают они посредством эмоционального восприятия звуков, мелодий, когда слушатель прослеживает развитие, столкновение характеров, тем, сопоставляет различные образы в частях произведения.

Еще одной особенностью музыки по сравнению с живописью, скульптурой является необходимость посредника для ее воспроизведения.

Крупный ученый-музыковед композитор Б. В. Асафьев отмечал, что музыка существует в триединстве процессов ее создания композитором, воспроизведения исполнителем и восприятия слушателем.

Исполнитель, будучи посредником композитора, должен оживить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить его и выразить те мысли и чувства, которые стремился передать автор.

В целом выразительные возможности музыки обладают достаточным постоянством. Так, например, траурная музыка воспринимается всеми людьми как траурная, а нежная - как нежная. Но слушание музыки - это творческий процесс, так как одно и то же произведение рождает у разных людей различные музыкальные и внемузыкальные представления в зависимости от жизненного опыта, опыта восприятия музыки.

На чем же основана выразительность языка музыки? Каковы средства музыкальной выразительности?

К ним относятся темп, динамика, регистр, тембр, ритм, гармония, лад, мелодия, интонация и т. д.

Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной выразительности. Например, грозный характер можно передать достаточно громкой динамикой, низким регистром в соединении со сдержанным темпом. Нежный характер - спокойным темпом, мягкой динамикой и размеренным ритмом. Роль отдельных музыкальных средств в создании образа бывает неодинакова. В каждом музыкальном образе доминируют определенные средства выразительности.

Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Существует гипотеза о происхождении музыки и речевых интонаций, всегда эмоционально окрашенных.

Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. С помощью голоса передаются эмоциональные состояния человека: смех, плач, тревога, радость, нежность и т. д. Интонационная окраска в речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же выразительными возможностями.

Б. В. Асафьев научно обосновал взгляд на музыкальное искусство как интонационное искусство, специфика которого заключается в том, что оно воплощает эмоционально-смысловое содержание музыки подобно тому, как внутреннее состояние человека воплощается в интонациях речи. Речевая интонация выражает прежде всего чувства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная. Так, взволнованная речь человека отличается быстрым темпом, непрерывностью или наличием небольших пауз, повышением высоты, наличием акцентов. Музыка, передающая смятение, обычно обладает теми же чертами. Скорбная речь человека, как и скорбная музыка (тихая, медленная), прерывается паузами, возгласами.

Б. В. Асафьев употреблял термин интонация в двух значениях. Первое - наименьшая выразительно-смысловая частица, «зерно-интонация», «клеточка» образа. Например, интонация двух нисходящих звуков с акцентом на первом (интервал малой секунды) обычно выражает боль, вздох, плач, а восходящий скачок в мелодии на четыре звука (на кварту) с акцентом на втором звуке - активное начало.

Второе значение термина применяется в широком смысле: как интонирование, равное протяженности музыкального произведения. В этом смысле музыка не существует вне процесса интонирования. Музыкальная форма есть процесс смены интонаций.

Музыкальная форма в широком смысле - это совокупность всех музыкальных средств, выражающих содержание. В более узком - строение музыкального произведения, соотношение его отдельных частей и разделов внутри части, т. е. структура произведения.

Временная природа музыки позволяет передавать процессы развития, всевозможные изменения. Чтобы понять смысл произведения, прочувствовать его, необходимо проследить за развитием музыкальных образов.

В создании формы важное значение имеют три принципа: повтор, контраст, развитие (варьирование).

Повтор может быть различным. Дважды повторенная подряд музыкальная фраза заменяет остановку, это помогает глубже вслушаться, запомнить мелодию. В другом случае между повторами звучит контрастная тема. Роль таких повторов очень велика: они составляют основу музыкальной драматургии, так как позволяют утвердить главенство образа.

Если между повторяющимися разделами есть контрастный эпизод, образуется простая трехчастная форма. Схематично ее можно изобразить так: ABA .

Выразительное значение повтора темы увеличивается, если она после появления нового образа (В) сама изменяется. Условно ее второе появление обозначается как А1. В этом случае трехчастная форма может быть представлена схемой ABA 1.

Повтор связан с другим принципом - контрастом, который и позволяет оттенить повторение. Контраст помогает выразить в музыке смену настроений, может звучать как противопоставление. Так, например, если первая часть была полна беззаботности, веселья, средняя часть вносит контрастный образ (тревога, зло и т. д.). В третьей части в зависимости от того, будет повтор точным или измененным, можно проследить за развитием образа, за музыкальной драматургией.

Контраст связан с еще одним принципом формообразования - развитием. Если сама тема состоит из двух (или более) контрастных элементов или раздел формы - из нескольких тем, это рождает конфликтность, возможность их столкновения, развития. Этот принцип имеет разновидность - вариационное развитие, которое ведет начало от народных импровизаций.

Эти три принципа формообразования часто встречаются в совокупности. Более сложные музыкальные формы образуются с помощью этих же принципов.

Охарактеризуем некоторые разновидности музыки - музыкальные жанры.

В широком плане музыка может быть разделена на вокальную и инструментальную. Вокальная музыка связана со словом, поэтическим текстом. Ее разновидностями являются сольная, ансамблевая и хоровая музыка. В инструментальной музыке содержание выражается более обобщенно. К ее разновидностям относятся сольная, ансамблевая и оркестровая музыка.

Но деление музыки только на вокальную и инструментальную очень условно. Существует большое разнообразие жанров народной и классической музыки.

Само слово «жанр» произошло от латинского genus - род и от французкого genre - род, вид, манера, вкус, обычай. Жанр - это вид художественного творчества, определенным образом связанный с породившей его исторической действительностью, с жизнью и бытом.

На ранних этапах своего развития музыка была тесно связана с трудом людей. Отсюда берут начало трудовые песни. Военные походы породили маршевую музыку. Звучали также колыбельные песни, хороводные, свадебные, календарные, обрядовые и др. Эти так называемые первичные жанры , которые связаны с бытом людей, имеют прикладной характер.

Вторичные жанры возникли с появлением и развитием профессионального музыкального искусства, создаваемого композиторами. Каждая историческая эпоха рождает новые жанры музыки, которые образовываются под влиянием вкусов, обычаев, исторической обстановки, национальных традиций.

Постепенно складывались жанры хоровой музыки (хорал, месса, кантата, оратория), камерной -нецерковной, светской музыки для домашнего музицирования (трио, квартет, квинтет, романс, прелюдия, ноктюрн, экспромт, вальс и т. д.), симфонической - написанной для оркестра (симфония, увертюра, фантазия, концерт), театрально-драматической (опера, балет, оперетта).

Первичные жанры (песня, танец, марш) не исчезают в профессиональной музыке. Эту особенность использовал Д. Б. Кабалевский при построении своей программы по музыке для общеобразовательной школы. Начиная с простых первичных жанров Д. Б. Кабалевский ведет детей в мир более сложных музыкальных произведений.

Музыка каждой эпохи не только создает новые жанры. Она несет в себе излюбленный круг музыкальных интонаций, тем, созвучных времени. Музыка И. С. Баха, во многом связанная с культовыми обычаями, по языку значительно отличается от романтической, взволнованной музыки Ф. Шопена и от заостренной, конфликтной современной классической музыки.

Б. В. Асафьев назвал круг интонаций, бытующий в музыке разных эпох и стилевых направлений, «интонационным словарем эпохи».

Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представление о различных способах выражения чувств и мыслей, существовавших в каждой эпохе. Поэтому мы можем говорить о ее большом познавательном значении. Так, например, музыка французских клавесинистов конца XVII - начала XVIII в. (эпоха стиля рококо) отличается галантностью, изысканностью, некоторой сдержанностью в выражении чувств. Эта особенность музыки, способствовавшая возникновению произведений малых жанров - миниатюр, требовала и определенной манеры исполнения. Любопытные советы дает исполнителям Франсуа Куперен в своем трактате «Искусство игры на клавесине» (1716). Он рекомендует сидеть вполоборота, лицом к публике, «избавиться от гримас на лице... с помощью зеркала, поставленного на пюпитр спинета или клавесина», сидеть за клавесином непринужденно, «взгляд не должен быть ни пристально сосредоточенным на каком-либо предмете, ни рассеянным; словом, надо смотреть на общество так, как будто ничем не занят» 1 . Можно ли представить себе такой стиль исполнения музыки в наше время?

Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Он находит в музыке отзвуки того, что пережил, прочувствовал. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.

Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а быть может, уже и формирует его вкусы и предпочтения.

В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки. Постепенно, в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнение, творчество, музыкально-образовательная деятельность), необходимо развить в детях все лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков развить общие и специальные музыкальные способности, склонности к определенным видам музыкальной деятельности.

Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т. е. элементов музыкально-эстетического сознания.

Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия,- пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность - умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание - и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Чувство ритма (третья музыкальная способность) формируется прежде всего в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену ее характера, как бы «пропустить ее через себя». Эти занятия требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что также важно не только для музыкальной деятельности, но и для общего развития ребенка.

В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.

Основными задачами музыкального воспитания являются следующие:

1. Развить музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности;

2. Сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Их успешное решение зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от качества используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми и т.д.

Вопросы и задания

1. В чем заключается отличие музыки от других видов искусства?

Возняк Ольга Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ЧДОУ № 178 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Значение занятий музыкальной направленности для детей"
Дата публикации: 15.02.2018
Раздел: дошкольное образование

«Значение занятий музыкальной направленности для детей»

признавалась

незаменимым

средством

формирования

личностных

человека,

духовного

особенностью является то, что она может с непосредственностью и силой

передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и их

оттенков, существующих в реальной жизни. Музыка формирует отношение

человека к окружающему миру, к самому себе, его оценку действительности,

отводится

воспитании

ребенка. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что

музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие

полноценных музыкальных впечатлений в детстве очень сложно восполнить

впоследствии.

Музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У

ребенка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а

переживать

чувствовать

помогает

воспитать

прекрасному в целом, чуткость в жизни. Музыкальные занятия были всегда

интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально –

ритмические

движения,

музыкальных

инструментах,

творчество

музыкальной

деятельности.

дают музыкальные занятия ребенку?

Музыкальные

всесторонне

развивают

помогают

красоту окружающего мира, формируют представление о видах искусств,

учат воспринимать фольклор и классику, развивают творческое воображение,

подготавливают к обучению в школе. Организация занятий требует от детей

определенной

трудоспособности

проявления

умственных

музыкальных занятиях у детей расширяется кругозор, активно обогащается

словарный

запоминают

произносят

названия

музыкальных произведений, песен, игр, фамилии и имена композиторов,

характеристику музыки. В дополнение к различной информации о музыке,

огромное

познавательное

значение,

обогащают

словарный запас ребенка

характеристики

чувств, которые передаваемых

Дошкольники имеют небольшой опыт в понимании человеческих чувств,

которые существуют в реальной жизни. Музыка передает ребенку весь спектр

эмоций и оттенков, которые можно бесконечно расширять. Музыкальное

образование имеет важное значение для формирования эстетических чувств

детей: знакомство с культурным наследием музыки, ребенок учится понимать

стандарты

культурный

поколений.

Возможность

сравнивать звучание и высоту самого звука развивает в ребенке такие навыки

как: сравнение и анализ, что тоже способствует общему развитию ребенка.

На музыкальных занятиях развивается речь детей, так как такие понятия как

темп, ритм, динамика присущи как речи, так и музыке.

Пение давно используется как одно из средств реабилитации при различных

нарушениях речи: невнятном произношении, проглатывании окончаний слов,

даже при заикании. Устранению этих нарушений речи помогает включение в

занятие упражнений на развитие певческого дыхания, дикции, пальчиковых

и г р. Занятия

развивают

способность

выразительному

интонированию

успешной

выразительному

артикуляцию

необходимое условие для уверенных ответов на уроках. Умение правильно и

говорить

помогает

общаться

взрослыми

с м у щ е н и я

с т е с н е н и я.

Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из самых важных

музыкальных способностей. Музыка развивает эмоциональную отзывчивость

воспитывает

личностные

качества,

способность

сопереживать с другим человеком. Эмоциональная сфера сама по себе не

развивается. Всему этому детей надо учить. На музыкальных занятиях дети

учатся выражать свои эмоции и чувства словами (в процессе слушания

музыки, пении), движениями (в танце, в игре, в инсценировках и

хороводах).

Музыка – это одно из средств физического развития детей.

физического

воспитания

музыкально

ритмические

движения. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение

укрепляют

благотворно

воздействуют

кровообращения,

улучшает

координацию

движений.

В большинстве своем все люди испытывают потребность слушать музыку,

постоянно

присутствует

вызывает

духовное

удовольствие,

наслаждение,

способна

успокаивать

психическое

напряжение,

помогает

становится

источников

здоровья

человека

профилактическим

средством

лечения различных заболеваний. Влиянием музыки на состояние здоровья

человека люди интересовались с древних времен. Сегодня музыкальная

терапия используется для уменьшения боли, страха, напряжения, повышения

тонуса организма, лечения депрессии, для медицинской реабилитации и для

сопровождения физических занятий.

Правильное дыхание – залог здоровья. Глубокое дыхание благоприятно

влияет на наше общее состояние организма. Чем быстрее ритм мелодии - тем

чаще становится наше дыхание, и наоборот. Музыка влияет на работу сердца

артериальное

давление.

увеличить

сердечных

сокращений - слушайте мелодию побыстрей, увеличивайте громкость. Хотите

восстановить стабильный сердечный ритм - слушайте музыку с медленным

расслабляйтесь.

Приятная

благотворно

действует

вызывает

увеличение

лимфоцитов,

о р г а н и з м у

с т а н о в и т с я

б о р о т ь с я

б о л е з н я м и.

Споры о влиянии музыки на интеллектуальные способности человека

и на его психику ведутся уже давно.

Доказано, что музыка влияет на

интеллектуальные

способности человека.

способствует

повышению

эмоциональной

активности

человека.

активности,

действительно

повышаются

умственные

способности.

касается

музыкальных направлений, это зависит от конкретного человека. На какой

музыке он воспитывался, какую слушал в течение жизни. Поэтому на одних

действует одна музыка, а на других - другая.

развивает

коммуникативные

способности

межличностного общения. Известно, что музыка – это интернациональный

способный

объединить людей

национальностей,

возрастов,

профессий.

раскрепоститься,

активизирует

межличностную

коммуникацию,

«общение

одновременно

способствуя

преодолению

коммуникационных

барьеров.

обеспечить

уникальную

возможность

Игра на музыкальных инструментах доставляет огромную радость детям.

Если учить детей систематически и последовательно, то в подготовительной

группе все дети смогут играть на разных музыкальных инструментах. Работа

в оркестре формирует коллектив, дети учатся вместе переживать, радоваться

успехам. Для многих ребят игра на инструментах помогает выразить свои

чувства, настроение. Эта деятельность открывает перед детьми новый мир

Положительный терапевтической эффект имеют произвольные, свободные

движения

эмоциональное и мышечное напряжение, развить координацию в движениях,

ориентироваться

пространстве

удовлетворить

потребность ребенка в движении, в игре.

Танцы-игры

партнеров

искусственные

ярлыки, создавая для всех равные условия общения. Ребенок с заниженной

самооценкой

чувствует

полноправным

коллектива. Ребенок, который лидирует в группе и привык пренебрегать

"тихонями" и "задирами", открывает для себя, что они вовсе не плохие, а

такие же, как все. В совместной музыкальной деятельности дети старшего

дошкольного

возраста

овладевают

навыками

индивидуальных

коллективных

действий,

принимать

доброжелательно относиться к окружающему миру, то есть приобретают

фундаментальные

установки,

определяющие

дальнейшем

в о з м о ж н о с т ь

с а м о р е а л и з а ц и и

у с п е ш н о с т и

Ребенок, принимая участие в концертах, праздничных утренниках, начинает

понимать, что, выступая, он приносит слушателям радость. Делая добро, мы

сами становимся добрее. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений,

эмоционально

обогащается,

испытывает

жизнерадостность.

Таким образом, музыкальные занятия, оказывая разностороннее влияние на

детей, способствуют воспитанию гармонически развитой личности.

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

Музыкальная культура личности - это процесс открытия человеком ценностей произведений искусства для себя, уровень их восприятия и освоения.

Музыка вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение. Без удовольствия, наслаждения, которые дают человеку труд, наука, искусство, его жизнь оказывается обедненной и бессмысленной. Музыка способна успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолевать стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней.

В большинстве своем все люди испытывает потребность слушать музыку, любят ее, она присутствует в их жизни, но, к сожалению, это в основном радио и ТВ-репертуар. Назначение музыкальных произведений связывается с развлечением и отдыхом, музыка, по их мнению, помогает расслабиться после рабочего дня, корректирует эмоциональное состояние.

Задача педагогов дошкольных учреждения - по возможности упорядочить воздействие информационной среды на детей, формируя у них критическое отношение к поступающей экранной и окружающей информации. Важно сформировать у юной личности самостоятельность в эстетической оценке действительности.

Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются нам важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции.

Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними. Ребенок с самого раннего детства начинает узнавать знакомые мелодии и различать высоту и силу звуков (высокий - низкий, громкий - тихий), двигается в соответствии с характером музыки, умеет выполнять простейшие движения: притоптывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, называет простейшие музыкальные инструменты.

Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжается в школе на уроках музыки. Поэтому педагоги должны иметь специальное образование, а также необходимые знания о специфике возраста.

В области восприятия развитие идет от простейших различений маленькими детьми наиболее ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых, гармоничных сочетаний, к дифференцированию звуковысотных и ритмических соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразия форм, поэтических созвучий. У старших дошкольников восприятие еще недостаточно дифференцированно: не имеет целенаправленного характера, часто непроизвольно (непреднамеренное восприятие). Поэтому в сочетании с аналогичными особенностями внимания, восприятие ребенка обычно привлекается яркостью, наглядностью.

Наглядные пособия на музыкальных занятиях необходимы дошкольникам не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А. Сухомлинский в своих работах отмечал, что ":внимание маленького ребенка - это капризное "существо". Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизится к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка - если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник".

Понимая проблему развития музыкально восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания -развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке.

И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает музыкальные способности детей, а различные виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.

Ребенок младшего дошкольного возраста, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога - стремиться развить у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков. Детей необходимо подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие - нежно и ласково.

Эмоциональная отзывчивость на музыку - это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

На музыкальных занятиях также активизируется познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников, особенно существенно формирование музыкально - сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы в будущем быть способными его приумножать.

Список литературы

  1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности "Музыка и пение" - М.: Просвещение, 1983.-224 стр.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.; Просвещение, 1981г.
  3. Метлов Н.А. Музыка - детям- М.; Просвещение, 1985г.
  4. Методика музыкального воспитания в детском саду/ под ред. Ветлугиной Н.А. - М, 1982г.
  5. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания. - М.: 1972г.
  6. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997
  7. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т / В.А. Сухомлинский. - М. : Педагогика, 1979.
  8. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования. - М.; 1986г
  9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей - М., Л., 1977г.
  10. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания - М., 1989г.

Л Г Паринова.

музыкальный руководитель

МБ ДОУ «Детский сад № 47 - ЦРР»

Значение музыкального воспитания дошкольников

В настоящее время в обществе происходит смена устоявшихся традиций и ментальных характеристик, образа жизни, стиля и взаимодействия людей.

Как, нам, педагогам - дошкольникам и молодым родителям сохранить свою духовность в это очень сложное время, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для музыкального воспитания детей.

Многие современные концепции гуманизации дошкольного образования признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра, красоты. Исторически сложилось так, что постреволюционная Россия (потом Советский Союз) стала единственной страной в мире, где в дошкольных учреждениях работали профессиональные педагоги - музыканты. В расчете именно на них строились государственные программы не только музыкального, но и эстетического воспитания в целом. Музыкальный руководитель вел все связанные с музыкой виды деятельности детей: слушание музыки, музыкальное движение, пение, оркестр, игру-драматизацию.

Решая огромный объем задач художественного и общего развития ребенка, музыкальный руководитель становился уникальным единственным в своем роде специалистом.

Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека? Прежде всего, ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. « В горе и в радости, в труде и на отдыхе музыка всегда с человеком» - говорил Д.Шостакович. Музыка также обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (даже, может быть, и формирует его вкус и предпочтения). Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются. Это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает

музыкант - психолог Б.М."Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Например, младенец, услышав нежный напев колыбельной, сосредотачивается, затихает. Но, если раздается бодрый марш, то сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.

По своему опыту могу сказать: музыкальные навыки эффективнее формируются в такой атмосфере, в которой чувства и переживания детей находят отклик, поэтому я делаю все, чтобы музыка «жила» для ребенка, а не ребенок для музыки.

Известно, дети 2,5 - 3 лет уже ориентированы на восприятие особенностей человеческих взаимоотношений, способны проявлять сопереживание, сочувствие, заботу. При целенаправленном педагогическом влиянии выражение нравственно-ценностных отношений становится стабильнее и активнее (Н.Ньюкомб).

Ребенок 2-3 лет не очень хорошо говорит, действия его ограничены, но эмоций он испытывает порой больше, чем некоторые взрослые. И вот здесь бесценную помощь может оказать музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний - динамику эмоционально- психических состояний человека.

Содержание музыкальных занятий для детей младшего дошкольного возраста должно быть разнообразным и насыщенным: не только пение песен и ведение хороводов, но и игра на инструментах, пальчиковые игры, рисование (существуют прекрасные упражнения для развития интонирования при помощи рисования), слушание (в записи) популярной классической музыки, изучение основ элементарной музыкальной грамотности и др.

И так, начало занятия, спели приветствие все вместе, никто не остался в стороне, в воздухе царит ощущение начинающегося праздника, предвкушение чего-то таинственного (это ведь игра!). Ведь в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. На музыкальных занятиях я использую:

Пальчиковые -игры, позволяющие развивать мелкую моторику рук (игры подбираю по тематике занятия)

Музыкальные игры - танцы, которые дают возможность разрядиться

182

Игры на детских музыкальных инструментах, которые позволяют повысить свою самооценку, сформировать и развить навыки сольного выступления и выступления совместной игры

Пение потешек и простых песенок, при этом важно разыграть сюжет песни. Например, при знакомстве со словами песенки «Кролик» (муз. И сл. И.Конвенан), я не просто пою и показываю игрушечного кролика - я играю с детьми. В совместном музыкально- игровом творчестве дети легко и быстро запоминают слова и мотив песни. Музыка раскрепощает их, помогает найти способы конструктивного взаимодействия друг с другом.

Изучение классической музыки. Согласно исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физиологические процессы нашего организма, способствует развитию памяти, снимания, воображения развивает духовные и душевные качества личности.

В нашем ДОУ в каждой группе есть аудиомагнитофоны. Дети, которые ходят к нам, на тихом часе засыпают под звуки спокойной классической музыки. Но хочу заметить, что пассивное слушание классики не даст возможности говорить о прямом воздействии музыки на нравственное развитие личности.

В процессе музыкально-игровой деятельности следует использовать специально организованные и естественным образом возникшие нравственные ситуации, разрешение которых требует непосредственного участия самих детей. Так, например, я предлагаю детям послушать «Музыкальную шкатулку» Лядова. Сначала создаю у них игровой настрой, который позволит им воспринимать музыку. Называя композитора, я показываю детям его портрет (работают два канала: визуальный и аудиальный), затем достаю «Музыкальную шкатулку» (это может быть обычная красивая маленькая шкатулочка, которая п игре становится чем-то волшебным для детей). Под звуки музыки отдаю шкатулку детям, которые передают ее по кругу, последний закрывает, когда музыка замолкнет. Общий эмоциональный настрой, красивая мелодия позволяют маленькому ребенку совершить добрый поступок: захотеть отдать другому малышу красивую шкатулку. Активно слушая другие классические произведения, нужно придерживаться этой методики, т.е. обыгрывать их.

По своему опыту могу сказать: музыкальные навыки эффективнее формируются в такой атмосфере, в которой чувства и переживания детей находят отклик. Главное, чтобы у детей не пропадало ощущение, что эта игра, что это интересно, занятно и любопытно.

183

Для каждого возраста существует свой путь вхождения в музыкальное искусство, требующий особых методических приемов, условий, атмосферы.

На четвертом - пятом году жизни более отчетливо начинают выявляться некоторые элементы музыкально-эстетического сознания ребенка: интерес к определенным видам музыкальной деятельности, эмоциональные реакции, переживание музыки, более глубокие оценки. Ребенок может музицировать более сознательно.

С шестого года жизни формируется способность к мотивированной оценке, начало музыкального вкуса. Дети могут уже более сознательно контролировать свое исполнение, рассуждать о средствах музыкальной выразительности, употребляя некоторые музыкальные и эстетические термины. Это создает предпосылки для осознанного восприятия музыки.

Какие же элементы музыкально-эстетического сознания наиболее характерны для дошкольников?

Это, во-первых, потребность в музыке. Потребность как стимулятор активности человека необходима для любой его деятельности. Это отправная точка формирования эстетического отношения ребенка к музыке. По мере того как ребенок взрослеет, потребность в музыке может усиливаться, но только если обеспечиваются соответствующие условия. При правильном педагогическом руководстве - применение игровых приемов, кратких образных рассказов, наглядных пособий, обыгрывание проблемных ситуаций, выразительном, ярком исполнении произведения, т.е. разносторонней организации музыкальной деятельности, - к шести годам у ребенка можно сформировать устойчивый интерес к музыке.

Во-вторых, эстетическое переживание. Психолог В.М.Теплов, исследуя художественные способности установил: в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его «эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним». При слушании музыки у ребенка возникают положительные и отрицательные эмоции, отражающие его конкретное психическое состояние.

Например, при слушании песни, первый раз «Маме в день 8 Марта» М.Е.Тиличеевой, сл. М.Ивенсен, - Арсений заплакал. На вопрос: «Что случилось?» - Арсений ответил, что хочет к маме, потому что она долго лежит в больнице.

Переживание произведения индивидуально для каждого ребенка и может иметь различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. Эстетические чувства от природы заложены в каждом

184

человеке, но разниваются в эстетической деятельности. «Только ни фоне переживания музыки, - подчеркивает Н.А.Ветлугина, - у ребенка зарождается любовь, интерес, потребность в ней». Поэтому музыкаль ным руководителям очень нужен артистизм, умение «заразить» детой собственной увлеченностью музыкой, яркость исполнения, профессии нализм, умение увлечь образным словом и тогда наши дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможны, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как средству увеселения, но и как важному явлению духовной культуры.

За последние годы издано много программ по музыкальному воспитанию дошкольника: «Гармония», «Синтез», «Малыш», «Играем и оркестре по слуху», «Топ, хлоп - малыши». В них - обязательно существуют общевозрастные закономерности. Сложность для музыкальных руководителей составляют очень большие индивидуальные различия между детьми, которые тоже должны учитываться в процессе музыкального воспитания.

Итак, какое же значение имеет музыкальное воспитание для дошкольников? Значение очень огромно, ведь музыка выполняет роль ключа, которая открывает мир, объединяя видимое и слышимое, расширяя границы интеллекта и чувства. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. А с развитием общей музыкальности у ребят-дошколят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника, создают необходимые условия дли формирования нравственных качеств личности ребенка. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует ннима ния, наблюдательности, сообразительности, а если музыку рассматри вать как вид искусства, то она имеет познавательное значение, ш она

имеет и познавательное значение. Например, слушая nei ню « По.........

Родина» Е.Тиличеевой они чувствую! горжес твенносп., тшмм, пики вание народа прославляющего нашу Россию. 11едпп>| им музыканты необходимо всячески поддерживать в дошкольниках, пусть еще ипип чительные творческие проявления, которые пи авизирую i носпршши и представление, будят фантазию и воображение II и шключенин хочу сказать, что музыка является средством физического развитии, ведь она вызывает реакции, связанные с изменением кровообращении, ли хания. В.М.Бехтерев, подчеркивая эту особенность доказал, что сочли установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П.Н.Анохин, изучавший вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха.

Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега.

Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Катинене А. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. - 1998. - №2.

2. Папкова Р. О роли и обязанностях музыкального руководителя в организации музыкальной деятельности детей. // Дошкольное воспитание. - 1994 . - №4.

3. Радынова О. Методы и приемы музыкального воспитания. // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 11.

4. Семынина В. Музыка: воспитание // Дошкольное воспитание. 2007 - №1.

5. Тарасова К. Профессия - музыкальный руководитель. //Дошкольное воспитание. - 2002. - №11.

6. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке -//Дошкольное воспитание. - 1992,- №9-10.