художник: Михайлов Борис Александрович
образование: Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Репина, г.Санкт-Петербург, мастерская монументальной живописи, проф. А.А.Мыльников, А.Л.Королев
город проживания: Киев
где находятся работы:
в музеях Украины, Казахстана, Болгарии, Франции, Португалии
в частных коллекциях в Австрии, Болгарии, Великобритании, Германии, Израиле, Италии, Испании, Канаде, Польше, Португалии, России, США, Франции, Чехии, Швейцарии, Швеции, Украине

Елизавета Мельниченко : Хотелось бы начать с влияния национального характера и национальной духовности на творчество художника и на восприятие зрителя. Вы можете сказать, что картины русских и украинских живописцев Вам ближе и понятнее, чем работы западных мастеров? И существуют ли национальные струны в работах европейских художников, которые никогда не прочувствовать русскому зрителю?

Борис Михайлов : Есть такое мнение, что язык живописи, музыки, архитектуры всем понятен и не требует перевода. Спорить с этим бессмысленно, но и отрицать национальную специфику никак нельзя. Ведь генетическая память есть у каждого народа, и национальная специфика зависит от того, насколько народ сохранил свою идентичность и насколько он растворился в общеевропейской культуре. Что касается наших стран, то мы же более 70 лет были за “железным” занавесом и, скорее всего, это плохо, но “нет худа без добра”: плюс заключается в том, что искусство развивалось неодинаково, в советский период была оторванность от Запада, но, при этом, были созданы прекрасные произведения и шедевры.

Приведу конкретный пример: есть прекрасный художник Жорж Брак, у которого замечательные натюрморты. Но мне, например, гораздо ближе натюрморты Владимира Стожарова. Пусть Стожаров архаик, пусть кому-то он покажется простоват, но мне, как русскому человеку, его работы ближе. Европеец, возможно, работы Стожарова станет воспринимать как фольклорное искусство. Потому, что он не слушал русских сказок, не слушал русских песен. Но слушал свои. Если же говорить в контексте мирового искусства, то Стожаров получается региональный мастер, а Брак - это фигура мирового масштаба. Но, ещё не время и всё ещё может поменяться.

на фото: “Желтая салфетка”, Жорж Брак


на фото: “Натюрморт с рябиной”, Владимир Стожаров

Если говорить о художественной школе, то первыми учителями в Академии художеств, которую открыла Екатерина II, были итальянцы. Первые иконописцы были византийцы. Получается, корень у всех - один, просто из-за различных исторических процессов искусство формировалось по-разному.

Русских художников европейцам, по большому счету, открыл Сергей Дягилев со своими “Русскими сезонами”. Сначала он поехал по всем селам, по всем маленьким имениям и собрал 2500 портретов русских художников, после чего устроил выставку русского усадебного портрета в Таврическом дворце. На открытии выставки он сказал пророческие слова о том, что эпохи меняются, что мы на грани тектонического сдвига и что до того, как всё поменяется, мы должны вспомнить всё, что было. Буквально через полгода после того, как он собрал эти портреты, в России было сожжено 16 тысяч усадеб вместе с портретами и мебелью. Он вовремя спас эти работы и повез их в Париж, ошеломив парижскую публику русским портретом. Первым открытием для Европы в своё время стал портретист Орест Кипренский, потом - Карл Брюллов, потом были “Русские сезоны”.

Елизавета Мельниченко: Вы определяете свой стиль как “магический реализм”. Если бы я не знала этого определения, я бы назвала Ваш стиль реализмом с элементами доброй сказки. Возможно, и в этом есть такая русская черта, как вера в чудо и в волшебство. Оказал ли какой-то определенный стиль или определенный художник особенное влияние на Ваше творчество?

(прообразом волхва послужил художник Глеб Хроменко)

Борис Михайлов: Мне хотелось бы стремиться к магическому реализму, но, не знаю, насколько это удается. Что касается влияния других художников, - тут просто сонм мастеров. Могу сказать кратко: хочется написать свой медный бак. Как у Шардена. Он написал крохотный медный бак, но там такая глубина, такая сермяжность. Хочется стремиться к такому. Не в том плане, чтобы как-то походить на Шардена. А в том, чтобы суметь выразить глубину в такой степени. Есть связанная с этим быль: у Шардена было несколько любимых сосудов, которые он писал. Однажды пропал один сосуд и он выяснил у слуги, что тому понадобились деньги на выпивку и он продал сосуд. Шарден пошел со слугой и вернул сосуд. Сам по себе сосуд ценности не представлял, но Шарден с ним настолько сроднился и ему настолько была важна гармония этого предмета, что он не представлял, что без него делать дальше.

Елизавета Мельниченко: То есть, можно сказать, что художник одухотворяет предметы, которые пишет?

Борис Михайлов: Да. Если их не одухотворять, то зачем всё это нужно? Если в картине нет души, нет диалога, как у Ганса Христиана Андерсена, когда метёлка со шваброй ведут беседу? Если не одухотворять предметы, то можно делать фотографию, сейчас это искусство прекрасно развито.

Елизавета Мельниченко: Отдельные предметы на Ваших работах часто как будто светятся изнутри: за счет чего достигается такой эффект? Вы используете специальную технику или предмет оживает под кистью из-за длительного общения с изображаемым предметом?

Борис Михайлов: У меня особенных секретов нет, я просто пытаюсь добиться того, чтобы предмет ожил. Был такой случай, когда Куинджи выставил “Лунную ночь на Днепре” и все думали: как он добился эффекта свечения? У меня был аналогичный случай: во Дворце Наций в Женеве проходила моя выставка, и на ней была представлена работа “Отречение апостола Петра”, на которой изображен римский солдат с факелом. Как рассказывал мне галерист, люди пытались выяснить, почему работа светится. Они подходили и заглядывали за холст: нет ли там фонарика сзади? Такая иллюзия не была самоцелью, но порадовало то, что так получилось.

Свечение получается за счет долгой и кропотливой работы, никаких спецэффектов я не использую. Один из последних натюрмортов, - “Майский”, - здесь я бился над тем, чтобы яйца как-то светились. И вот они светятся тихим ярким светом.


Елизавета Мельниченко: Кроме фольклорных элементов, какие русские черты присутствуют в русской живописи? Это необъяснимая тоска, избыточность русской натуры как незнание меры ни в чем или другие черты? Есть ли какие-то характеристики, присущие именно русским художникам?

Борис Михайлов: В этом контексте словом “русский” можно обозначать принадлежность художника к культуре, а не национальность, потому как национальность ни при чем. Левитан по национальности еврей, но при этом он самый настоящий русский художник, в работах которого есть та самая глубинная тоска. Куинджи - родом из Мариуполя, по национальности - грек, и, при этом, он тоже русский художник. Шагал, хоть и родился в России, всё время открещивался от неё: когда ему было удобно, его представляли русским художником, когда неудобно - европейским.

Если говорить о русской тоске, то это уже стало лубочным и даже заезженным понятием. Особую степень проникновенности я бы не стал отдавать русским художникам. Есть проникновенные мастера в любой школе.

Для того, чтобы почувствовать разницу, важно понимать, что происходило в Европе и в России в одну историческую эпоху. Вот, например, 1863 год. В Лондоне открылся первый метрополитен. А у нас русский русского перестал продавать, как свинью, двумя годами раньше. Вот он, отрыв.

Или вот, например, начало XVII века: в Москве - смутное время, в Украине - руины. А вот что происходило в 1606 году в голландском городе Харлем: “В 1606 году в Харлеме проводился литературный конкурс “Национальная сокровищница”, участие в котором приняли поэты и драматурги со всей Голландии: пользуясь большим стечением публики, городские власти провели благотворительную лотерею и на собранные деньги построили дом для престарелых” (из собрания “Художественная галерея”, том 42). Вы чувствуете разницу? Литературный конкурс, лотерея, дом для престарелых. Это же другая планета. Вот он, корень различия во всем. У нас общая тема - нелюбовь. А там общая тема - любовь. Или хотя бы сострадание. Может быть, от этой общей нелюбви и тоска в русских глазах и в русских картинах. А иначе, откуда ей взяться? Ведь русский человек весёлый, но нет особой возможности веселиться. Причин нет.

Елизавета Мельниченко: Вы работаете сейчас над серией картин о Пушкине: это бытовые сценки из жизни поэта. Почему возникла идея писать пушкиниану?

Борис Михайлов: Идея возникла просто: лет 30 назад у нас была студенческая практика в Пушкинских горах, в Михайловском. Осталась масса рисунков, набросков. Как-то их перебирал и понял, что пропадает же добро. Тогда, по-юношески, этот материал не ценился, и только с годами понимаешь, какой подарок сделали студентам Академии художеств, предоставив возможность там работать. Познакомившись с пушкинианой, - с тем, что сделано до меня, - я тоже понял, что это - не всё, что можно сделать. Или, возможно, всё, но я могу сделать это по-своему.

Елизавета Мельниченко: Вы знаете, что именно сейчас пушкиниана особенно популярна в киноискусстве? Создатели телепередач за последние несколько лет выпустили большое количество комедийных серий о жизни Пушкина. То есть, тема своевременна и актуальна в искусстве.

На Ваших картинах хорошо просматриваются черты лица Пушкина, после них можно было бы запросто узнать Пушкина при случайной встрече на улице. Вы исследовали для этого какие-то материалы, работы других мастеров или это Ваше видение внешности Пушкина?


Борис Михайлов: Во-первых, передо мной в мастерской висит посмертная маска Пушкина, на которую я всегда смотрю. Это одухотвореннейший образ.


на фото: мастерская художника Бориса Михайлова

Сам Пушкин был блестящий рисовальщик и его автопортреты - это лучший документ эпохи. У меня есть хорошая книга Мстислава Цявловского, в которой собраны именно автопортреты Пушкина. Существует масса описаний внешности Пушкина, это была ярчайшая личность. Плюс, конечно, прижизненные портреты Пушкина, написанные Кипренским и Тропининым, - ими восхищался сам Пушкин.


Елизавета Мельниченко: Сюжеты многих Ваших картин - из религии и мифологии, много работ на тему христианства. А Вы сам - верующий человек?

Борис Михайлов: Да, я бы сказал, я стараюсь быть верующим человеком.

Елизавета Мельниченко: А как Вы понимаете Бога?

Борис Михайлов: По моему простому разумению, присутствие совести - это присутствие Бога.


Елизавета Мельниченко: Как Вы относитесь к такому мнению, что христианин, соблюдающий религиозные традиции и посещающий церковь - это человек с рабской психологией, который не способен самостоятельно мыслить?

Борис Михайлов: Есть понятие “воцерковленный верующий”, а есть "свободный художник". Я, скорее всего, второе.

Люди, которые воцерковленны - они в этом нуждаются. Дело не в рабской психологии, а в том, что человеку одному - тяжело, человек слаб на самом деле. Поэтому осуждать ни в коем случае не следует. Что тогда говорить о людях, которые пошли в монахи? Они тогда полные рабы, добровольно сдавшиеся. В действительности же, они просто сделали свой выбор, им нравится это. А рассуждения о рабской психологии оттого, что мы терпеть не можем другого мнения, нам нужно переубедить, дожать. А зачем? Ведь каждый человек - это отдельный мир, и чудо, что эти разные миры понимают друг друга.

Елизавета Мельниченко: Спасибо за интересное общение, Борис Александрович!

Живопись Бориса Михайлова на

Сегодня мы встретились и душевно поговорили с художником Алексеем Зиминым. Заинтригованы? Тогда читайте дальше.

Расскажите, с чего вы начинали? Сколько лет занимаетесь рисованием?

Мое увлечение началось в школе после того, как в книжном шкафу наткнулся на учебник по рисованию. Полистал, посмотрел картинки и положил на свой письменный стол, куда попадали те книги, которые мне хотелось прочитать или вызвали у меня интерес. Среди них были такие как: “Над пропастью во ржи”, сборник рассказов Толстого, “Дети капитана Гранта” и другие. Конечно, я не читал их тогда, просто складывал в большую стопку и периодически вынимал из нее любую понравившуюся мне книгу и пролистывал несколько страниц. Выбор книги определялся по переплету или обложке. Именно так этот учебник по рисованию оказывался в моих руках чаще других книг. Так я сам того не ожидая прививал себе любовь к искусству.

В восьмом классе на подаренные мне деньги закупил необходимые товары для рисования. Тогда мне хватило только на самый простой набор масляных красок, кистей, палитру и растворитель. Холст пришлось натягивать дома самому и грунтовать, может, поэтому я до сих пор сам делаю основу для будущих картин. Несколько раз пробовал заказывать в частной мастерской, но ткань стала провисать через год, пришлось перетягивать, а художник должен быть уверен в своих работах, через год, два и много лет.

Какие материалы используете для картин? Какие техники?

Все зависит от того, что я хочу получить в итоге своей работы. Для рисования необходима бумага и холсты, для скульптуры – глина, недавно открыл для себя линогравюру, там главный материал – это линолеум.

Сейчас активно развиваю новое направление живописи art natura (анг+итальянский), ее суть в использовании природных материалах для изображения задуманного на холсте. Можно использовать листья, ветки, траву, елочные иголки и все, что можно найти в лесу. Направление artnatura выражается в обращении ко всему натуральному и означает «Природное искусство». Использовать природные материалы вместо кистей для рисования, не всегда удобно. Сами материалы недолговечны, могут вызывать непонимание со стороны окружающих. Но в них есть масса достоинств, например, единение с природой. Когда держишь в руках такой инструмент, границы искусства расширяются, а сама работа приобретает уникальность. Пространство для фантазии и неограниченное число возможностей – любое окружение леса и полян, наполненных дыханием самой жизни в первозданном виде, станет полем для деятельности художников, уже пробующих себя в новом направлении.

Откуда черпаете вдохновение?

Как говорится: «Аппетит приходит во время еды», так и с вдохновением. Отсутствие вдохновения я называю ленью, такое часто бывает, но если разложить кисти, краски, приготовить холст, представить то, что задумал рисовать и еще налить себе горячего чая с молоком, становится проще начать работу. А когда работа в процессе, приходит и Вдохновение.

Вдохновение меня редко покидает, за работу могу приступить в любое свободное время. Секрет очень прост – нужно получать удовольствие от жизни. Совершать поступки, лазить по крышам, купаться в ледяном ручье, гулять по лесу…

Чтобы вдохновляться, меняй комнату на природу!

Расскажите о ваших картинах. Какая ваша любимая картина, расскажите ее историю.

Когда я учился и жил в Ульяновске, я рисовал почти каждый день, и перед поступлением в университет у меня накопилось много работ. После сдачи экзаменов, еще не знал, что поеду учиться в другой город и тем более не знал, что стану известным художником. Картины я складывал в своей комнате и на балконе, их было столько, что войти ко мне и не перешагивать через сохнущие полотна было невозможно.

Тогда Москва казалась мне городом мечты, и, конечно, я подал документы в столичный ВУЗ. Прошло несколько недель и пришли списки поступивших, мне очень льстило, что я буду учиться в престижном университете. Я еще не понимал, не мыслил взвешено. Возможно, потому что сам не знал чего хочу, но одно могу сказать точно, свой жизненный урок я получил.

Так как я поступил на специальность программиста, я подумал, что больше никогда не буду заниматься живописью и искусством, поэтому все свои картины выкинул, просто отнес на свалку. Это было так же глупо, как утопить свою яхту стоимостью несколько миллионов из-за того, что ты больше не захочешь на ней плавать. Как знать, может, какой-то счастливчик их забрал себе и они украшают его квартиру. Среди них была и моя любимая работа. Это был трехметровой длинны и чуть меньше мера в высоту холст с цветами и радужным фоном. Возможно, я повторю эту картину, но ее самый первый экземпляр утрачен. Теперь я, конечно, хочу вернуть их обратно, хотя шансы очень малы.

Сейчас я понял, не важно в каком городе живешь, главное делать то, что нравится и для осуществления мечты придется много и упорно трудиться.

Как пришли к тому, чтобы рисовать атмосферные космические сюжеты? Что на вас оказало мощное влияние?

Эту серию картин я рисовал ко дню космонавтики. С самого начала идея космоса, на мой взгляд, вдохновляет не только меня. Кто из нас не хотел бы слетать в космос?! Посмотреть на нашу планету из иллюминатора космического корабля?! Побывать в невесомости?! Думаю, многие. Поэтому в своих картинах я решил передать атмосферу комического пространства. Чтобы зритель, глядя на них, смог погрузиться в космическое пространство.

Где ранее выставлялись картины и куда идти, чтобы их смотреть в будущем?

Стараюсь проводить выставку своих работ не реже, чем один раз в три месяца. Это помогает оставаться в форме и не запускать любимое дело. Одна из моих последних выставок проходила в Гостином дворе на форуме «Здоровье нации». Следующую выставку планирую провести в своем родном городе Ульяновске. Примерно за месяц на моем сайте я ее объявлю и приглашу всех желающих. И вас приглашаю (заранее)!

Были ли у вас порывы творческого кризиса, как из него спешно выбраться?

Чтобы выбраться из кризиса нужна революция! А размер революции зависит от глубины кризиса, в который сидит человек. После поступления мне не хотелось больше рисовать и заниматься искусством. Я углубился в изучение технических наук, стал часами сидеть за компьютером. Так проходило время и мне стало скучно, новые успехи в программировании не доставляли мне прежнего удовольствия. Назревал переворот, революция в моем сознании. Были порывы к писательской деятельности, скульптуре и я чувствовал, что творчество возвращается ко мне. Я не сомневаюсь, что это женское влияние, ведь как говорят: «Мужчины правят миром, а мужчинами женщины». Все началось со знакомства с одной милой девушкой. Ничего серьезного ни с ней, ни с другими мне иметь не хотелось. Очередной флирт,- думал я тогда… Сейчас я понял что ошибался. Она оказала большое влияние на меня, пробудила желание к творчеству. Сейчас у меня идей на несколько лет вперед, и их список пополняется каждый день!

Какие у вас планы на будущее? Планируете ли рисовать картины в другом жанре?

Я – не сторонник какого-то определенного жанра, ведь живопись должна рождаться из чувств. В планах делать искусство, творить во всех направлениях, браться за все сразу. Пока молод и есть желание, нужно бороться и работать, совершенствоваться изо дня в день. Планы на ближайшие годы – это провести переездную выставку по городам Европы, а там, посмотрим, как пойдет.

Какие дадите советы начинающим художникам?

Для каждого художника, особенно начинающего, важно понимать, что он хочет получить от своего творчества. Если это картины для себя, чтобы расслабится во время рисования, тогда нужно просто наслаждаться процессом и погрузиться в него с головой. В любом случае есть несколько советов, которые подойдут для всех типов художников. Никогда не бояться, что не получится. Стремиться к совершенству можно всю жизнь, но так и не достичь его, поэтому не надо впадать в панику. Не ошибается только тот, кто ничего не делает!

Искусство и дизайн

3245

29.09.16 09:33

Как часто бывает, самых интересных людей мы встречаем чисто случайно, зайдя утром в новое кафе или случайно «списавшись» с новым человеком в одной из социальных сетей. Именно так мы познакомились с художником Степаном Кашириным и его удивительными работами, в которые мы сразу же и навсегда влюбились. Конечно же, нам сразу захотелось поговорить с художником и побольше узнать о его творчестве, вдохновении и новых проектах.

Наверняка вы уже знакомы с творчеством Степана: его проект «Люди-Кошки» буквально завоевал интернет, а его работы все время появляются в популярных пабликах и группах соц.сетей. Однако, Степан Каширин – личность невероятно разносторонняя и говорить лишь об одном его проекте просто невозможно. Судите сами: в детстве Степан мечтал стать писателем, успешно занимался вокалом, а потом открыл в себе и способность к живописи, которая и стала его главной страстью. Как много настолько талантливых и многогранных людей знаете вы?

У Вас было интересное детство? По крайней мере, именно такое впечатление складывается, когда читаешь Вашу биографию. Скажите, как детские воспоминания повлияли на Ваше творчество?

Да, в детстве меня окружали только научные работники, интересные соседи, хорошие друзья и знакомые. До сих пор скучаю по тем временам. Люди представляли собой настоящую интеллигенцию, когда общались, всегда думали, о чём и как они говорят, думали, как бы случайно собеседника не обидеть. Очень добрые и умные люди. К бабушке приходили друзья, садились пить чай и вслух читали стихи, рассказы. Бабушка любила поэзию Пушкина, Заболоцкого… у неё было много книг. На полке стояла открытка с портретом Александра Сергеевича Пушкина на фоне осеннего пейзажа. У нас дома вообще был какой-то свой мир, которого я больше не видел нигде. Этот дух до сих пор во мне, он меня и вдохновляет все годы. Когда нужно настроиться на работу, я всегда вспоминаю самые лучшие моменты детства.

Насколько нам известно, Вы мечтали стать писателем. Что подтолкнуло Вас к живописи?

После рассказа Горького “В людях”, я решил стать писателем, это было в 9 лет. Очень хотел, а родители видели меня только певцом, так как я пел. Я себя видел только писателем и мечтал об этой прекрасной профессии, но “пропаганда” бабушки перевесила. Она меня не просила и не заставляла, ничего мне не советовала – кем быть и к чему стремиться. Откровенно говоря и бабушка думала, что я стану вокалистом, но она считала, что человек должен иметь всестороннее развитие и как научный работник просто демонстрировала мне разные области, а поскольку больше всего у неё было книг по искусству, то они видимо перевесили всё остальное. Бабушка вообще очень любила живопись, поэзию и литературу. Мы с бабушкой много ходили по выставкам и музеям; в Третьяковку, Музей изобразительных искусств, в Музей Рерихов и т.д. Всегда, глядя на картины старых мастеров, я думал – как художник изобразил предмет так, что он смотрится как живой?! Вот бы научиться так рисовать. Но связать свою жизнь с живописью я решил окончательно и бесповоротно только после того как прочитал от корки до корки все тома Рокуэлла Кента. Я настолько вдохновился его графикой, маслом и дневниками, что стал этим ‘’жить’’, мне казалось, что я вместе с ним живу среди эскимосов и рисую северные пейзажи. Первым “выстрелом” стала моя коллекция графики, я рисовал всё: дома, природу, архитектуру, сухие стволы деревьев… с этой графикой и пошёл в художественное училище. Только вот быстро понял, что финифть не для меня, мне надо развиваться дальше и поскольку главной мечтой было масло, ушёл в живопись маслом. А как дорвался до неё, так c тех пор и работаю 22 года только маслом.

Вы помните свои чувства после первой выставки?

Да, моя первая выставка была когда мне исполнилось 18 лет, в том же зале где проходила до меня выставка Константина Васильева. Среди художников я был самый молодой, им всем было за 50, а мне 18. Я тогда очень много поработал и в прямом смысле этого слова, меня заметили, директор галереи фантастического реализма Константин Николаевич Кошколда и главный редактор журнала “Чудеса и приключения” Василий Дмитриевич Захарченко. Первое признание и первое доказательство того, то я выбрал правильный путь в своей жизни.

Кто из художников близок Вам по духу?

Из современников только Александр Шилов, а из старых мастеров Карл Штилер, Виже-Лебрён.

Какую из своих картин Вы считаете самой интересной?

Если брать проект <<Люди-кошки>>, то “Предложение” и “Водитель”, если из портретов, то “Девушка с кошкой” и “Портрет фотографа”. На мой взгляд, это самые лучшие мои картины, характеры, темы и исполнение.

Расскажите о своём самом необычном творческом опыте? Наверняка, Вам не раз приходилось заниматься чем-то совершенно непривычным и неожиданным?

Один раз мне предложили создать рисунок для майки. Поэтому уже 20 лет у меня есть майка с моим авторским рисунком на ней.

Что вдохновляет Вас на создание новых проектов?

Могут вдохновить картины старых мастеров, но в основном, наступает такой момент в жизни, когда понимаешь, что надо начать, что-то новое и начинаешь много об этом думать, разрабатывать темы в новом направлении.

Одним из наиболее известных Ваших проектов является <<Люди-кошки>>. Как пришла идея создать этот проект? Почему увлеклись именно семейством кошачьих?

До кошек у меня были пивные человечки, потом серия ювелирных девочек, но я всё-таки родился в год кота, а тут сразу метафорическая ассоциация возникла – человек и в то же время кот, антропоморфное существо, можно это использовать в живописи. Попробовал, людям это понравилось, я работал над маленькими юмористическими картинами, потом сотрудничал одно время с Музеем кошки и с ‘’ТВ Столица’’, там была программа “Удивительный мир кошек”, по их заказу я создал серию работ, основанную на известных картинах Лувра и Русского музея. Когда этот проект закончился, я создал уже третью часть проекта: <<Люди-кошки>>, просто жанровые сцены, где кошки живут жизнью людей.

Насколько нам известно, в этом году Вы начали новый проект портретов людей. Не могли бы Вы рассказать о нём подробнее?

Актёры часто становятся заложниками своего амплуа, к примеру – сыграл пьющего человека в нескольких фильмах, после этого зрители начинают считать, что актёр действительно пьющий и в реальной жизни. Так и у меня, лет 17 существует проект <<Люди-кошки>>, а люди почему-то до сих пор считают, что у меня дома кошка. Годами, каждый день на почту ко мне приходят письма с фотографиями кошек, пишут те, у кого живут эти животные и задают одни и те же вопросы. С одной стороны забавно, но когда это повторяется каждый день и длится годами, то становится противно и обидно, что все отождествляют меня только с кошками, искренне удивляясь, что, оказывается, я пишу не только кошек. Честно говоря, объяснять каждому невозможно по 500 раз в день, что я художник и кошки - это просто был один из моих проектов. Если журналист написал про мышей, это не означает, что после этого все журналисту должны присылать фотографии мышей, словно он владелец питомника. Надо понимать, что его профессия – журналист и пишет он не только о ком-то одном, ведь сегодня он может написать о слонах, а завтра сделать интервью с каким-нибудь актёром. Он журналист, а не владелец питомника. Так и я, я просто художник и это - лишь один из моих проектов. Ассоциацию с кошками я могу объяснить ещё и тем, что в интернете циркулирует более сотни фотографий моих картин из проекта <<Люди-кошки>>, остальных картин мало, а люди размещают в блогах и делятся только моими кошками. Года два назад я понял, что надо с этим, что-то делать, поэтому в январе 2016-го года начал проект портретов людей. В портретах людей я хочу показать характеры и индивидуальность отдельно взятого человека.

Вначале получить основные знания, освоить академический рисунок и живопись. Потом их постоянно совершенствовать. Постоянно учиться, совершенствоваться всю жизнь. Стремиться овладеть техникой старых мастеров, смотреть подлинники старых мастеров и всегда задавать себе вопрос – чем отличается манера одного художника от другого? Пытаться придумать, что-то своё, не копируя кого-то. Когда на выставке или в музеях смотришь на картину, пытаться на глаз определить и мысленно прочувствовать процесс работы художника, как он клал мазок, какие цвета использовал в картине, что чередовал, что пытался выделить в своём произведении и на чём сделал акцент в конкретной работе (что главное, а что второстепенное). Что хотел сказать, выразить своей картиной. Ну и как говорит Александр Шилов: <<Когда нет красок и кистей, надо рисовать глазами>>, то есть мысленно воспроизводить процесс работы, как бы ты писал, если бы в данный момент у тебя был бы холст, краски и кисти.

Часто слышу от людей, которые в качестве хобби избрали себе рисование, одну наивную фразу: «Я очень хорошо рисую портреты, они у меня лучше всего получаются». Это звучит так же смешно, как девушка на полном серьёзе говорила бы: «Я самая красивая в мире, со мной мало кто может сравниться».

Художник, мастер с многолетним стажем, если он действительно настоящий профессионал в живописи, Вам скажет, что хороших портретистов в стране единицы. Речь идёт о реалистическом портрете. Портрет - это самое сложное направление в живописи и написать его может только настоящий профессионал. В портрете нужно не просто продемонстрировать все свои профессиональные навыки и опыт, но и поймать характер того, кого он пишет и показать человека таким, каким его видят другие люди, как правило, показать человека таким, каким его видит сам художник. Поэтому угода клиенту не всегда совпадает с целью искусства. Угода клиенту – показать человека лучше, чем он есть, скрыть недостатки и сделать таким, каким хочет видеть себя заказчик. Но не спорю, бывает иногда и так, что желание клиента совпадает с тем, что видит и хочет показать художник, но это случается очень редко.

"В том саду, где мы с Вами встретились,
Ваш любимый куст хризантем расцвел..."

"В том саду" ArtRage, граф.планшет

Елена Юшина
Интервью с художницей

Сегодня вас ждет чудесная встреча с талантливым человеком, красивой женщиной и изумительной художницей Еленой Юшиной. Картины Елены разбрелись по всему инету. Ее живопись лирична, изящна и светоносна. А дружба художницы со светом позволяет из обычного создавать что-то волшебное…

1. Елена, традиционный вопрос, расскажите, как и когда к Вам пришло решение стать художником?

Сколько я себя помню, я рисовала. То есть я не помню себя НЕ рисующей.

Девочка с карандашом

2. Можете немного рассказать о Вашей семье?

Я замужем, есть сын

Сыночек

Сейчас сын взрослый совсем, уже 15 лет живет и работает в Голландии.

Моя Голландия

Много путешествуем, и конечно, путешествия питают новыми впечатлениями и эмоциями.

3. Вы с самого детства были увлечены рисованием?

Наверное, будет уместно вспомнить маму, которая и привила любовь к искусству (не только к живописи, а и к музыке) и развила мои «рисовальные» способности. Она окончила знаменитую «Гнесинку», преподавала теорию музыки и фортепиано, была моим самым лучшим, самым верным и необыкновенно интересным другом. Все, что я умею в жизни (во всех смыслах), я обязана ей.

4. Вы помните Вашу первую картину?

Когда море было большим

Нет, не помню... Мне долго трудно было назвать картинами, то, что я ПРОСТО рисовала, пытаясь выразить, передать то, что я вижу и чувствую. Да и до сих пор то, что я рисую, я называю ласково «картиночки»

5. Когда Вы почувствовали себя художником?

Сказать честно, только в последние пару лет, когда я стала заниматься живописью «серьезно». Так сложилась жизнь, что я работала в сферах, далеких от искусства и живописи, а «рисование» (так я называла свою живопись) всегда было ГЛУБОКО для себя, для души.


Если ты уйдешь...

6. Как Вы считаете художник иначе видит окружающий мир?

7. Завершая картину, Вы испытываете удовлетворение или же Вам жалко с ней расставаться?

Нет, знаете, я ее с радостью «отпускаю», как выросшего ребенка. Никогда не переделываю и не возвращаюсь к ранее написанному. Они живут отдельной жизнью. Мало того, только отпустив, я могу начать что-то новое


Художник, что рисует дождь

8. Есть ли у Вас самая любимая картина?

Если Вы про мои работы - то нет. Есть более удачные, есть менее - с точки зрения того, что я хотела, что удалось. Ведь в работе важны две вещи: ЧТО изображено, и КАК, то есть с каким «умением», техникой. Есть работы, в которых больше акцент на «что», а как «хромает»... И наоборот... Есть работы, технически более совершенные, но в которых меньше «меня».


Вторая половина лета

9. Что больше любите рисовать? И чем больше любите рисовать?

Все, что меня «трогает». Это может быть и лучик света, в котором кружатся пылинки,


Пылинки

Или капли на стекле,

Сезон дождей (пастель)

Или туманный лес.. Или листья в вазе..


Осенний (граф. планшет)

Или две девчонки, неуклюже ступающие по мокрому снегу...

Осторожно девчонки, снегопад (пастель)

А чем? Сначала была акварель.


Почти два года назад я первый раз попробовала пастель. Причем совершенно не зная теории, по-своему, учась на своих ошибках... Теперь начинается новый период - масло.

Будет гроза (картон, масло)

И я этому рада. Я очень люблю учиться, люблю делать что-то новое, а «рутина», даже успешная, меня угнетает.

10. У Вас удивительные работы, потрясающее чувство света. Когда готовилась к интервью с Вами, заходила на многие странички, где публикуются Ваши работы, читала комментарии. Эмоции одни - восторг, удивление, признание в любви к Вашему таланту. И я эти комментарии очень хорошо понимаю, потому что буквально заболела Вашими картинами. А критика была в Вашей жизни? И как Вы к ней относитесь?

Нарву цветов

Знаете, у меня, к сожалению, настоящая, профессиональная критика была только в период учебы, от преподавателей. И конечно же, очень не хватает советов, критической оценки, разбора ошибок. Критика помогает, сберегает время, которое уходит, пока сам «дойдешь» до чего-то... А бывает, что и никогда без критики и не дойдешь

11. Елена, Вы пишите в мастерской или на пленэре?

Серебряный день... (пастель)

Вы заметили, что очень часто на моих работах - окна изнутри... Я люблю рисовать «из окна»... Хотя... Это так по-разному.

12. Многие из Ваших картин передают уют, тепло и умиротворение. Наверняка такое настроение картин возникает благодаря внутренней гармонии и любви к окружающему Вас миру. Но в то же время есть картины очень эмоциональные, характерные. В каком состоянии духа они рождаются? Зависит ли тон, оттенки Ваших работ от Вашего настроения?

Да, знаете, Вы просто «подслушали» мои мысли. Самое главное для меня - быть «в ладу» с самой собой. Это не обязательно покой, но это обязательно гармония. Гармония любви, гармония грусти, гармония…

Мелодия для саксофона

А эмоциональную окраску очень часто создает музыка. Я «рисую» музыку, которая звучит в голове..Часто это иллюстрации к тому, как я «вижу» то или иное музыкальное произведение. И конечно, цветовая гамма «соответствует» настроению.

13. Топ 5 любимых художников?

Коровин (поразил в раннем детстве, когда мама показывала мне его работы), Серов, Левитан, Ренуар, Поленов, ещё, наверное...

14. Елена, из современных художников кого-нибудь можете выделить?

Да, хоть и принято говорить, сетовать на «времена», я считаю, что «времена» хорошие нынче. И много ОЧЕНЬ интересных, профессиональных художников, чьи работы я очень люблю и жду с нетерпением новых. Павел Еськов, Вадим Долинский, Гелена Павленко... Я назвала их не в порядке степени моего восхищения их мастерством и талантом... Они очень разные и очень талантливые

15. Ваш источник вдохновения?


Осенние листья

Жизнь, мои переживания, музыка, поэзия, окружающий меня мир, прекрасный Крым, где я живу, разные страны, в которых я бываю… Всё, что меня окружает, что заставляет меня плакать, смеяться, благоговеть...

16. Когда Вы работаете - должна быть тишина?

Нет, что Вы. Мне НИЧЕГО не мешает, если я рисую. А рисовать могу в перерывах между работой, домашними делами. Это как бы мой «параллельный» мир - мои работы. Я мгновенно переключаюсь с одного мира на другой. Вернее, они живут во мне одновременно и не мешают друг другу.


Диссонансы

17. Какие черты характера помогают Вам в творчестве?

Все та же «гармония». Меня не «раздирают» противоречия между тем, что у меня есть, и что бы мне хотелось иметь (я имею в виду материальные блага, славу, признание)

18. У Вас есть хобби? На Вашей странице - и работы с керамикой, и с камнями, и лепка… Вы любите экспериментировать?

Ночник в стиле Гауди

Все, что я делаю «руками», я считаю своим хобби - то есть увлечением... Делаю с увлечением свои домики из керамики

Домик-ночник из керамики

С увлечением собираю камни, которые мне кажутся очень красивыми...

Мало снега дала зима...

С увлечением фотографирую.

Огонь. Фезалисы

А если мне что-то неинтересно, то я просто не делаю этого.

19. У Вас и фотографии отличные! Каждую можно рассматривать долго. В каждой свое настроение и энергетика. Давно ли начали заниматься фотографией? И бывает ли так, что запечатленный кадр находит в будущем свое отражение в Ваших картинах?


Не уходи

Фотография - это удивительное изобретение человечества, и я счастлива, что могу его «эксплуатировать», в хорошем смысле этого слова. Фотография позволяет «остановить мгновение». То мгновение, которое уже никогда не повторится. И конечно, бывает так, что я «фиксирую» эти мгновения, чтобы потом воссоздать в своих работах. Правда, часто фотографии служат для воспроизведения «деталей»... А состояние, настроение - это то, что было в тот момент, когда я видела «своё» через объектив фотоаппарата.

20. Кстати, у Вас на фотографиях - фигурируют домашние животные. Это Ваши питомцы?


По разные стороны

Да. Животные всегда были частью моей жизни, с самого детства. Это члены семьи, друзья, и одновременно подопечные... Они же как дети... Не могут пойти заработать себе на жизнь, как взрослые люди. Поэтому их порой и жальче, чем людей. И они приносят радость самого искреннего общения.


Это что, весна?

21. Идеальный день начинается с идеального утра. Какое у Вас идеальное утро?

Утро

Это когда «заурчала» кофеварка, сигнализируя, что уже можно вставать, и вчерашняя недописанная работа меня ждет...

Утренний кофе (худ. фотография)

Налить чашечку и подойти посмотреть «свежим» взглядом, что я там вчера такого нарисовала, и предвкушать, что надо сделать за сегодня... И запах масляных красок…

22. Елена, на Вашем автопортрете в глазах такая печаль… А в жизни Вы какая? Интроверт или экстраверт?

Лунный свет

Знаете, наверное я и то, и другое... Это опять про гармонию, которая и в том, что всему есть место. Я не люблю шумных сборищ, хотя часто приходилось участвовать в таковых в силу обстоятельств. Я люблю своих друзей, люблю встречаться с ними, но и очень люблю уединение. Я экстраверт по обстоятельствам, и могу быть душой компании, но по сути я человек грустный.. Не печальный, а грустный...

23. Что больше всего любите делать в быту? И любите ли?

Убирать в доме. Выбрасывать хлам и ненужные вещи. Чувствую после этого себя свободной и обновленной

24. У Вас есть мечта?

Есть. Но она не «публичная»

felichita

25. Вопрос, который я задаю всем - как вернуть вкус к жизни?

Я не знаю... Я его никогда не теряла. Наверное, в этом тоже мое счастье - я не ищу ничего, оно как-то само ко мне приходит. Радости есть во всем... И все дело в том, видишь ли ты эти радости, можешь ли ими наслаждаться.

Очарованный сад

26. Какие напутствия или советы Вы можете дать начинающим художникам?

Не пытаться делать что-то «вопреки» своей сущности. Учиться в техническом смысле, и «слушать» себя в смысле своей самобытности. Не пытаться подражать, даже если что-то очень нравится.

27. Вопрос, который бы Вы хотели услышать и не услышали в этом интервью?

Вы задали очень корректные и интересные вопросы. Заинтересованные и неравнодушные, за это - большое спасибо. Наверное, просто хочу еще раз поставить акцент на том, что считаю очень важным. В любом виде искусства важны две вещи - о чем ты хочешь рассказать, и как, какими средствами ты это делаешь. То есть «ЧТО» и «КАК»… Вот когда эти две составляющие равноценно высокого качества, то это и есть «искусство».

28. И напоследок - пожелайте, пожалуйста, что-нибудь читателям моего блога

Ваш вопрос о том, как вернуть вкус к жизни… Он меня поразил, заставил задуматься... Не терять вкуса к жизни... Наверное, это самое страшное, что может произойти в жизни

Ожидание

Блиц-опрос

Ох, я наверное Вас разочарую.. Не могу я правдиво ответить на блиц-опрос. У меня нет раз и навсегда «любимого» фильма, цвета, музыки…. Нет для меня и «самых главных» качеств...
Я обожаю арию Надира из оперы Бизе «Ловцы жемчуга», песни «Битлз», музыку «Пинк Флоид»...
Я люблю Набокова, Чехова…
Я люблю жареную картошку, но я не могу сказать, что это мое ЛЮБИМОЕ блюдо... Назавтра я с удовольствием буду есть что-то совсем другое...
А человеческие качества? Они не делятся, по моему мнению, на «мужские» и «женские»...


Мои голландские мысли

Есть ценности, такие как честность, доброта, сострадание... Щедрость, снисходительность... И по мне вовсе не важно, от мужчины или женщины это исходит.
Одно лишь я не устану повторять... Молитву американского солдата времен Второй Мировой из «Лед-9» Карла Воннегута:

«Дай мне Бог силы побороть то, что я могу преодолеть,
Смирение, чтобы перетерпеть то, что я не могу изменить,
И мудрость, чтобы отличить одно от другого»

Спасибо огромное, Елена, и за интервью, и за Ваше творчество! Пусть Ваша мечта исполнится! Пусть вдохновение не покидает Вас, мы же будем ждать Ваши новые работы.

А моим читателям я очень рекомендую зайти на сайт автора и погулять там. Мало того, что Вы погрузитесь в мир прекрасного, вы еще прочитаете чудесные комментарии, которыми Елена сопровождает свои картины.

А что "туман"? (пастель)

”Туман... А что туман?...
Обычная вода,
И романтизм его - обман...
Исчезнет утром без следа...”


Осколки лета

"На дворе осколки лета я тебе открою тайну
Всё вернётся тень от Солнца до Луны
На восходе лучик света разбудил тебя случайно
Я ушел, но это только до весны...”

В эпоху довоенного джаза

"В эпоху довоенного джаза, где фортепиано роняет отдельные ноты,
как порванное ожерелье - жемчужины..." Би-2


Настало незаметно утро

”...Отсчитывали бесконечности минуты
часы, единственный источник звуков...
Так приближалось незаметно утро,
но грань его зимой почти неуловима…”


Золотые перезвоны

”Золотыми перезвонами, колокольчиками солнца
Ты наполни мою душу, наступившая весна...”
И. Ковалев


Декабрьское солнце

"В косых лучах декабрьского солнца
Горит листвы опавшей костерок..."


И лампа не горит

”И лампа не горит..,
И врут календари..,
И если ты давно хотела что-то мне сказать….
То говори…”
“Адмирал”


Прощенные души

“Вдруг вспомнилось, что летящий снег отец называл “прощенными душами”... Вон, говорил, прощенные души летят... В детстве мне казалось, что в устройстве мироздания он различает что-то такое, чего не различают остальные.” Д.Рубина “Синдром Петрушки”

На интервью с живописцем Арсением Гусаковским я не шла – летела, настолько интересно было пообщаться с товарищем по кисти и узнать, как он понимает и чувствует искусство и в чем видит свое призвание.

Екатерина: Начнем с детства. Все дети рисуют на уроках ИЗО. Вы можете сказать, что у Вас это проявлялось в большей степени, чем у других ребят?

Безусловно! Так как вся моя жизнь была связана с искусством. У меня отец художник, он писал каждый день. И вся квартира была, безусловно, в красках. Я рос в этом. Безусловно, я впитывал эту атмосферу. Начал рисовать, как только, грубо говоря, стал ходить, говорить – как-то так. Первые наброски, может быть, в два-три года. А за масло уже брался в четыре года. То есть, у меня есть работы 95-го года, например. Я рисовал отца, маму, коляску. И это всё была масляная и акварельная живопись. Есть работы, которые я написал шести-пятилетним ребенком. Мы их храним на даче, красиво!

Потом я перестал рисовать. Я ушел в другие виды творчества: занимался танцами, музыкой, закончил музыкальную школу по фортепьяно и живописью фактически не занимался. График у меня в основном был такой: учеба, вечером я либо спорт, либо танцы. Потом уже начался университет. Периодически я пытался сделать наброски, но банально не хватало времени. Опять занялся живописью уже после окончания МГУ, активно делал наброски, опять начал входить в эту систему. С того дня продолжаю тренироваться, набиваю руку. Также пишу маслом. Но опять же говорю: это с перерывами.

Екатерина: А как в итоге сложились отношения с музыкой?

Я учился в гнесинке, в музыкальной школе у себя в Крылатском, в девятом классе я играл на выпускном вечере, как сейчас помню. Закончил класс фортепьяно.

Екатерина: А сейчас продолжаете играть?

Играю. Музыка мне очень по душе, мне нравится именно фортепьяно. Я сублимировал свою энергию, играл, и у меня всё получалось хорошо.

Екатерина: Вы пытались связать в своих работах музыку и живопись? Например, слыша какую-либо композицию, переложить ее на холст?

Нет. Музыка для меня отдельно. Это способ выражения своих эмоций, чувств. Живопись – это другое. Я не смешиваю эти виды искусства. Я стараюсь концентрироваться на каждом из них. Если я рисую, я стараюсь не думать о музыке. Вообще рисовать нужно в тишине. Нужно быть по максимуму сосредоточенным. Музыка в данном случае может рассеивать внимание. Если ты рисуешь пейзаж, наблюдаешь его, нужно по максимуму раствориться в природе, послушать, как соловей поет, может быть, шелест листвы. То есть, прочувствовать, в том числе в шумовом плане. Если параллельно слушать музыку, то можно просто порваться. А как сказал один из великих, «Художник – это не истерик». Нельзя рисовать в состоянии истерики. А музыка, если соединять эти виды искусства, может создать именно истеричное состояние. Поэтому только покой, и только раздельно.

Екатерина: У меня часто бывает наоборот: я вдохновляюсь музыкой и под какую-то одну композицию пишу всю картину. Но это отдельная история. Расскажите про свою индивидуальную манеру, как Вы видите свое развитие в этом плане?

От души. Во-первых, искренне. Никаких шагов. Искренне, от души, с любовью – обязательно. Когда смотришь на предмет изображения, ты стараешься его полюбить. Например, рисуешь сирень. Ты стараешься ее прочувствовать, полюбить, и потом уже – изобразить. Я стараюсь писать с любовью и без дополнительных наркотиков в виде музыки. Бывает, выпивают художники и курят. Вы понимаете, о чем я говорю – это дополнительные факторы, стимулирующие работу художника. Нужно максимум освободиться от всех этих наркотиков. Максимум. Настроиться. Полюбить предмет. И написать его, не нарушая законов красоты, понимаете?

Если я говорю «искренне писать», это не значить, что надо мазать красками эмоции и так далее… Писать искренне, но выдерживать какие-то рамки определенные. Это и золотое сечение, и определенная тональность. Делать искренне и с силой. Когда я беру мастихин, я рублю им, как шашкой. Но опять же, я это делаю так, чтобы всё было выдержанно. Не просто, что называется, помахал и всё. Это самое сложное, на самом деле. Это гармония между законами красоты и самовыражением. Здесь надо лавировать. Если хорошо славировать, тогда получается отлично!

Екатерина: Вы можете сказать, что Ваш стиль полностью сложился? Или Вы еще ищете свой путь?

Я хочу сказать, что на две трети сложился. Я знаю, куда иду, я прямо вижу это направление. Я уверен в этом направлении, оно правильное. Буду дальше так двигаться. Единственное, самое главное, как я считаю – то, чему учил меня отец уже много лет: «пробить» плоскость изображения. Сделать так, чтобы появилось пространство в работе. Не просто, грубо говоря, линейная перспектива – академически изобразил первый, второй, третий сегмент – а именно, чтоб она задышала. Об этом говорили великие мастера. Это, на самом деле, очень сокровенная вещь. Каждый мастер это чувствует по-своему. Сезанн почувствовал идею пространства и света, у Врубеля это было тоже пространство, но по-другому. Но они все говорили об одном: чтобы работа дышала. И неважно, цветы Врубеля или пейзаж Моне и Сезанна. Я вижу этот путь. Я для себя так считаю, и так считали учителя, которые моему отцу это говорили, и сам отец, который очень сильно повлиял на мое восприятие (папа, мое уважение к тебе!). Без него я не понял бы этих главных вещей – что нельзя уходить в жесткий академизм, а нужно рисовать так, чтобы это было красиво и дышало.

Екатерина: Насчет художников, которые Вас вдохновляют. Вы называли Врубеля, Сезанна. А есть какая-то картина, про которую Вы можете сказать, что она изменила Вашу жизнь или Ваши взгляды на мир, на вещи, на живопись, сильно повлияла на Вас?


Я могу сказать, что работы Рафаэля на меня очень повлияли, особенно одна работа… Это было в Мюнхене, когда мы с папой были в музее. Мы прошли весь зал, и остановились у этой работы. Там было бирюзовое небо, берег реки – можно было смотреть и любоваться. Тогда я увидел этот фон, этот объем. Я увидел в первый раз Рафаэля, он очень сильно меня поразил.

Среди других мастеров… Я не могу назвать четко конкретные работы. Коровин, люблю очень Коровина. Но там больше, все-таки, тон, я его за тон люблю. Там нет такого пространства, как у Рафаэля, но тональная живопись – потрясающая. Я делал выставку вместе с папой – памяти Коровина – ездили в Крым. Так получилось, что наша командная группа по водному полу выступает там каждый год. Так вот, в Гурзуфе есть музей Коровина, я периодически, помню, выезжал в течение двух лет в этот музей, любовался этими видами, бухтой Чехова, где Коровин тоже был. И я полюбил его очень сильно.

Еще Крымов. Крымов – тоже тональная живопись, изумительная передача тона. В последнее время мне Врубель нравится. Я считаю, что его не до конца оценили в мировом искусстве. Не только «Сирень», у него есть и другие, которые поражают своей основательностью. Не размазня, не сюси-пуси, когда на плоскости что-то там нарисовано, а основательная живопись, она прям дышит, понимаете? Там другая энергетика, но основательность мне очень понравилась. Это из последних.

Итак, отвечаю на Ваш вопрос. Рафаэль – это было на четвертом курсе, пять лет назад. Потом – Коровин, когда я ездил в Крым на водное поло каждое лето. Крымов и Врубель. Вот мои герои.

Екатерина: Мне из них больше всего нравится Коровин. Я импрессионизм в принципе обожаю, но он для меня стоит даже выше французских импрессионистов.

Жму Вам руку!

Екатерина: Чем Вы занимаетесь помимо живописи?

Я занимаюсь научно-преподавательской деятельностью, читаю лекции по своей специальности – по ядерной геополитике. Сотрудничаю с молодежными организациями, поддерживаю наши отношения со скаутским движением, так как я был тоже скаутом. Развиваю сотрудничество по детским движениям. Пытаюсь заниматься молодежным воспитанием по мере своих возможностей. Искусство, в том числе великое искусство, о котором мы сейчас говорили – вот важные здесь темы. Нужно, чтобы молодое поколение вырастало не только хорошими дисциплинированными людьми, а именно людьми со вкусом, чтобы они ощущали красоту этой жизни. Маршировка, банально занятия – это и так понятно. А если ребенок (скаут, например) видит всю эту красоту, это уже другой человек вырастает. Это ведь наше будущее, будущее России. Наша задача во многом – помочь молодому поколению видеть красоту. Хотя бы просто объяснить. Если бы был курс рисования в каждом училище – это идея по максимуму. Но хотя бы объяснить.

Также у меня еще научно-исследовательская работа, я защищаюсь в Дипломатической академии по теме ядерных вооружений и отношений между Россией и США.

Екатерина: Искусство меняет мир к лучшему? И если меняет, то как именно?

Да, меняет, но не всё. Во-первых, нужно разбираться в живописи. Чтобы разбираться, надо, чтобы тебе кто-то объяснил, должна быть качественная педагогика, хорошего уровня искусствоведы. Не искусствоведы-сухари, а искусствоведы, которые сами брались за кисть, сами прочувствовали этот процесс. Такие мастера должны объяснять, показывать красоту, объяснять, что Уорхол и Врубель – это не одно и то же, или актуальное искусство и гибридное искусство – это не импрессионизм, их нельзя ставить на одну черту, что есть определенная иерархия в искусстве. Что Рафаэль – выше, чем Репин, а Крымов – выше, чем . Об этом можно говорить. Можно создать иерархию. Но, к сожалению, современная педагогика, в том числе и искусствоведение, учит тому, что всё хорошо: и Крымов – хорошо, и Кончаловский – хорошо, и современные художники – отлично. При этом как бы нивелируя эту иерархию, которая объективно формировалась. Потому что всё в мире иерархично, на самом деле.

И поэтому, если говорить о том, как это влияет… Когда мы рассматриваем художников, если всё правильно объяснить – человек видит красоту, и возникает желание совершенствоваться. Если он понимает, что к Рафаэлю надо стремиться – он понимает, что существует определенный рост. Иначе уже безразличие идет, плюрализм. До Крымова надо дойти. До Коровина еще плясать. А до Врубеля – тем более. Если ребенок это понимает, что иерархично всё, то первое, что воспитывается – это тяга к самосовершенствованию, и это будет во всем проявляться. Есть прекрасное, по-настоящему прекрасное, и это облагораживает человека во всех смыслах. Когда человек стремится к прекрасному, совершенствуется, у него теряются вредные привычки: ребенок уже не захочет материться, употреблять алкоголь и так далее. То есть, всё связано очень сильно: тяга к прекрасному и моральное состояние человека, нравственное. Поэтому подчеркиваю, что правильно объяснять, не смешивать всё вместе в одну кучу, где какие аспекты, у кого композиция, у кого цвет. Именно такое преподавание по максимуму прививает ребенку хорошие качества ответственного человека, ответственного гражданина, говоря вчерашним языком. (Смеется ).

Екатерина: Раз уж мы заговорили об иерархии – видите ли Вы свое место в ней? Хотите ли быть всемирно известным художником?

Я скажу прямо. Во-первых, как я уже говорил в предыдущих ответах, живопись – одна из частиц моей жизни. Она не полностью занимает мою жизнь. Чтобы стать великим мастером, надо работать по четырнадцать-семнадцать часов в день. Кто-то из великих сказал, что для него художник – это человек невыспавшийся, без еды, уставший от труда. Я стараюсь делать наброски каждый день, но, опять же, это час максимум. Это не то время, за которое можно стать великим мастером.

Но получив такую школу от отца, от его учителей, я не буду бросать это дело, оно будет со мной всю жизнь. Я по мере своих возможностей буду создавать работы, из них, может быть, будут одна-две, в которых получиться пробить плоскость. Но говорить, что стать великим художником… Я не собираюсь полностью погружаться в искусство. Искусство дополняет жизнь, оно делает жизнь более разнообразной, красивой. Но, чтобы стать великим, надо просто полностью уйти в затвор и пахать, пахать, пахать. Минимум четырнадцать часов в день. И в течение двадцати-тридцати лет. А если часик порисовал – это уже не соответствует такому статусу. Поэтому, еще раз говорю, великим мастером – нет, но создать пару работ, которые стали бы достоянием, которые прославили бы семью и отечество. У меня есть желание, но я не могу бросить остальные вещи, я разносторонний человек, мне нравится всё. И оставить всё ради того, чтобы стать великим мастером – нет.

Екатерина: Большое спасибо за интересную беседу! Творческих успехов Вам!

Спасибо! И Вам тоже!