Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Жизненный и творческий путь М.А.Булгакова.

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 мая 1891 года в Киеве в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны. В семье было семеро детей.

В 1909 году Михаил Булгаков закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 года - получил диплом об утверждении в степени лекаря с отличием.

Был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, затем работал врачом в Вязьме. После начала Первой мировой войны Булгаков работает врачом сначала в прифронтовой зоне, потом в резерве. В декабре 1917 года он впервые приехал в Москву, остановившись у своего дяди, известного московского врача Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Весной 1918 года Булгаков возвращается в Киев, где начинает частную практику.

В Конце Сентября 1921 Года Булгаков Переехал В Москву И Начал Сотрудничать Как Фельетонист Со Столичными Газетами («Гудок», «Рабочий») И Журналами («Медицинский Работник», «Россия», «Возрождение»). В Это Же Время Он Публикует Отдельные Произведения В Газете «Накануне», Выпускавшейся В Берлине. С 1922 По 1926 Год В «Гудке» Напечатано Более 120 Репортажей, Очерков И Фельетонов Булгакова.

В 1923 году Булгаков вступает во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1898-1987), которая вскоре становится его новой женой.

С 1926 года во МХАТе с большим успехом идёт пьеса «Дни Турбиных ». Её постановка разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась, поскольку пьеса понравилась Сталину. Отметим, что в своих выступлениях Сталин соглашался: «Дни Турбиных » - «антисоветская штука, и Булгаков не наш». Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества Булгакова; по его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были такие влиятельные чиновники и литераторы, как Маяковский, Безыменский, Леопольд Авербах, Виктор Шкловский, Керженцев и многие другие.

В 1929 году Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, будущей третьей женой. В 1930 году произведения Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров. Запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных » снят с репертуара. В 1930 году Булгаков пишет брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он пишет письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. Булгакову звонит Сталин, который рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.

С 1930 по 1936 год - во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году Булгаков инсценировал на сцене МХАТ «Мёртвые души» Николая Гоголя. Он пытался поставить «Кабалу святош» (1930), но спектакль был почти сразу запрещён. «Кабала святош» увидела свет только в 1936 году, прошла 7 раз с огромным успехом, после чего была запрещена окончательно, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе. В январе 1932 года Сталин (формально - Енукидзе) вновь разрешил постановку «Дней Турбиных », и до войны она больше не запрещалась. Правда, ни на один театр, кроме МХАТ, это разрешение не распространялось.

В 1939 году Булгаков работает над либретто «Рашель», а также над пьесой о Сталине (« Батум »). Пьеса была одобрена Сталиным, но вопреки ожиданиям писателя она была запрещена к печатанию и постановке. Состояние здоровья Булгакова резко ухудшается. Врачи диагностируют у него гипертонический нефросклероз. Писатель начинает диктовать Елене Сергеевне последние варианты романа «Мастер и Маргарита».

С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурят у постели Булгакова, который страдает болезнью почек. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снимает с лица Булгакова посмертную маску. Похоронен Булгаков на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

Свой первый рассказ Булгаков, по его собственным словам, написал в 1919 году. 1922-1923 годы - публикация «Записок на манжетах». В 1924 году - издание романа «Белая гвардия», о трагических событиях борьбы за власть между различными политическими силами Украины в 1918 году. В 1925 году выходит сборник сатирических рассказов « Дьяволиада ». В 1925 году также публикуются повесть «Роковые яйца», рассказ «Стальное горло» (первый из цикла «Записки юного врача»). Писатель работает над повестью «Собачье сердце», пьесами «Белая гвардия» и «Зойкина квартира».

В 1926 году во МХАТе поставлена пьеса «Дни Турбиных », В 1927 году Михаил Афанасьевич завершает драму «Бег». С 1926 по 1929 год в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса Булгакова «Зойкина квартира», в 1928-1929 год в Московском Камерном театре был поставлен «Багровый остров» (1928). В 1932 году возобновлена постановка «Дней Турбиных » во МХАТе. В 1934 году завершён первый полный вариант романа «Мастер и Маргарита», включающий 37 глав.


Сочинение

Цель: показать учащимся сложность и трагичность жизненного и творческого пути м. а. Булгакова; вызвать интерес к личности и творчеству писателя; ознакомить с биографией писателя, основными этапами творческого пути, его местом в мире современной литературы; совершенствовать навык аналитической работы с текстом, умение сравнительного анализа языка литературных произведений, способность обобщать и делать выводы; воспитывать стремление к свободе мыслей, чувств. оборудование: учебник, портрет м. а. Булгакова, произведения автора, иллюстрации к произведениям.

Прогнозируемые

Результаты: учащиеся знают биографию писателя, темы, волновавшие автора, наиболее известные его произведения; определяют место м. а. Булгакова в мире современной литературы; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы; участвуют в беседе, используя полученные ранее знания по литературе и истории. тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ

(см. Домашнее задание предыдущего урока, п. 1)

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. В жизни каждого талантливого человека есть вехи, определяющие его судьбу. Возможно, кто-то из вас заинтересуется судьбой, личностью, творчеством м. а. Булгакова; по-другому взглянет на некоторые его произведения. Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом загадка. Неясны политические взгляды писателя, его отношение к религии, эстетическая программа. До 1919 г. он работал врачом, только изредка пробуя себя в литературе. Уже в 1920-е гг. м. а. Булгаков - профессиональный писатель и драматург, зарабатывающий на жизнь литературным трудом и осенённый громкой, но скандальной славой романа «Дни турбиных». Наконец, в 1930-е гг. михаил афанасьевич - театральный служащий, поскольку существовать на доходы от публикации прозы и постановки пьес он не может - не дают (в это время он пишет свой нетленный и главный шедевр - роман «мастера и маргарита»).

Начнём наши уроки, посвящённые творчеству михаила афанасьевича Булгакова, с короткого знакомства с его биографией, сложной судьбой его произведений.

1. вступительное слово учителя

Михаил Булгаков

Детство и юность м. а. Булгакова прошли в Киеве - духовной колыбели писателя, изначально определившей тему и атмосферу многих его произведений. В творчество м. а. Булгакова Киев войдёт как Город (роман «Белая гвардия») и станет не просто местом действия, но воплощением сокровенного чувства семьи, родины, России (очерк «Киев-город», 1923)… Самым притягательным местом на земле для михаила афанасьевича Булгакова остался этот город - город, где он родился, «мать городов русских», где сошлись воедино Украина и россия. м. а. Булгаков связан с Киевом кровно. Он родился в этом городе весной, когда зацветают каштаны, буйствует сирень, пахнут цветы абрикосовых деревьев. Красота киевской природы и сам Киев, который великий мастер называл просто и возвышенно - Город, навсегда отложились в памяти писателя. Он любил Киев до конца своих дней, о нём вспоминал в москве, уже будучи смертельно больным. Он пишет о Киеве в «Белой гвардии»: «И было садов в городе Киеве так много, как ни в одном городе мира. Они раскинулись повсюду огромными пятнами, с аллеями, каштанами, оврагами, клёнами и липами». «а Киев! - тоскует в Константинополе, вспоминая о Городе, генерал чарнота.- Эх, Киев! - город, красота! Вот так лавра пылает на горах. а Днепро, Днепро! Неописуемый воздух, неописуемый свет!» Это из «Бега». Даже в последнем романе, в «мастере и маргарите», прорываются строки о Киеве: «Весенние разливы Днепра, когда, затопляя острова на низком берегу, вода сливалась с горизонтом, потрясающий по красоте вид, что открывался от подножия памятника князю Владимиру. Солнечные пятна, играющие весной на кирпичных дорожках Владимирской горки». «Киев - город прекрасный, счастливый,- утверждал м. а. Булгаков даже после разрушительной гражданской войны.- Сейчас в нём великая усталость после страшных громыхающих лет. Но трепет новой жизни я слышу. Его отстроят, опять закипят его улицы, и станет над рекой, которую Гоголь любил, опять царственный город!»

Вот в этом царственном городе в дружной семье Булгаковых родился первенец, которого нарекли Михаилом.

2. Слушание «литературных визиток» о жизни и творчестве м. а. Булгакова

(Учащиеся составляют хронологическую таблицу.)

1891 г., 3 мая родился в Киеве в семье профессора Духовной академии афанасия Ивановича и Варвары михайловны. Большая многодетная семья (7 детей) навсегда осталась для писателя миром тепла и уюта, интеллигентного быта с музыкой, чтением вслух, домашними спектаклями

1907 г. Умер отец. Забота о воспитании детей целиком легла на плечи матери, Варвары михайловны, но, как ни было это сложно, она «сумела… дать радостное детство»

1916 г. Закончил медицинский факультет Киевского университета

1916–1918 гг. работал врачом в тыловых и фронтовых госпиталях, в сельской больнице в Смоленской губернии Сборник рассказов «Записки юного врача»

1918–1920 гг. мобилизован как врач в армию Деникина, отправлен на Северный Кавказ. Из-за тифа после отступления «белых» остался во Владикавказе. Сотрудничал с большевиками: работает в подотделе искусства, читал лекции о а. С. Пушкине, а. П. чехове, писал пьесы для местного театра

1921 г. Начал публиковаться. Уехал в москву Фельетон «Неделя просвещения»

1922–1923 гг. Публикации в газетах и журналах Повесть «Запи ски на манжетах»

1923–1925 гг. работал в газетах «Гудок», «Накануне», сотрудничал со многими газетами. Собственным творчеством занимался по ночам Сатирические повести «роковые яйца», «Дьяволиада», «Собачье сердце»; роман «Дни турбиных»

Дата События жизни писателя Произведения

1926 г. мХат осуществил постановку пьесы «Дни турбиных», написанную по мотивам «Белой гвардии». Спектакль имел успех, но и принёс много неприятностей: его запретили, вновь разрешили

1927 г. В театре Вахтангова поставили пьесу «Зойкина квартира», но вскоре её сняли. Запретили к постановке пьесу «Бег». Вокруг м. а. Булгакова создали атмосферу травли Пьесы «Зойкина квартира», «Бег»

1929 г. Пьесы исключили из репертуаров театров. Булгакова перестали печатать. Писатель впал в глубокое отчаяние. Искал любую работу, но его не брали. Думал о самоубийстве роман «мастер и маргарита»

28.03.1930 г. Написал письмо Советскому правительству

18.04.1930 г. И. Сталин позвонил м. а. Булгакову и предложил работу в мХате

1930-е гг. работал режиссёром; писал инсценировки («Война и мир», «мёртвые души»), либретто опер, киносценарий по «ревизору», для горьков-ской серии «ЖЗл» - биографию Ж. Б. мольера; работал над главным произведением своей жизни - романом «мастер и маргарита». Ни одно произведение м. а. Булгакова не печаталось. Заболел, потерял зрение Пьесы «адам и Ева», «Иван Васильевич», «Последние дни», «театральный роман», «Кабала святош»

3. «мозговой штурм» (в группах)

Задание для 1-й группы. Охарактеризуйте деятельность м. а. Булгакова как сценариста. Какие темы и образы русской литературы особенно привлекают его внимание? В чём своеобразие драматургии м. а. Булгакова? Сравните пьесу «Дни турбиных» и роман «Белая гвардия». Как проявилось мастерство Булгакова-драматурга, сжавшего материал, укрупнившего образы и резче обозначившего главный конфликт? Каково соотношение эпического и драматического в творчестве писателя?

Задание для 2-й группы. Сестра писателя Н. а. Земская вспоминала: «михаил афанасьевич отличался одной особенностью. Он был весел, он задавал тон шуткам, он писал сатирические стихи про маму, про нас, давал нам всем стихотворные характеристики, рисовал карикатуры». В чём своеобразие сатиры м. а. Булгакова? (На примере пьесы «Собачье сердце».)

4. решение проблемного вопроса

♦ можно ли утверждать, что на материале окружающей действи

Тельности 1920-х гг. м. а. Булгаков решает вечный вопрос до

Бра и зла?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. обобщающая беседа

♦ Какие факты биографии м. а. Булгакова нашли непосредственное отражение в его творчестве? Какова роль автобиографического начала в творчестве писателя?

♦ Как складывались отношения м. а. Булгакова с властью? В каких произведениях писателя показана история взаимоотношений художника и правителя-тирана?

♦ Какие традиции русской классической литературы развивает в своём творчестве м. а. Булгаков?

2. Заключительное слово учителя- 10 марта 1940 г. закончил свой земной путь один из удивительнейших писателей XX в. Но произведения м. а. Булгакова вечны, они не подвластны времени, потому что темы, затронутые автором, всегда были, есть и будут актуальны. Не только творче ство, но и сама личность михаила Булгакова не перестают привлекать внимание читателей во всём мире. Булгаков - один из тех светлых, таинственных и загадочных знаков в мировой истории искусства, который наряду с именами Э. т. а. Гофмана, И. Гёте, Н. В. Гоголя, Г. Гарсия маркеса вызывает противоречивые су ждения, пугает неразгаданностью и влечёт неопределёнными предчувствиями.

Чтение заранее подготовленной учащейся стихотворения А. А. Ахматовой «Памяти М. Булгакова»

А. а. ахматова впервые прочла это стихотворение Е. С. Булгаковой 16 апреля 1940 г., накануне булгаковских сороковин, отметив, как записала в дневнике вдова писателя, мистическое совпадение дат: м. а. Булгаков умер ровно через три года после смерти своего друга, писателя Евгения Ивановича Замятина, скончавшегося в Париже 10 марта 1937 г.

И снова вернёмся в Киев, заглянем в удивительный музей писателя. Этот уникальный музей создан людьми, которые искренне любят писателя. Когда бы вы ни пришли, сотрудники музея (не обязательно гиды!) проводят вас по всем залам, вдохновенно расскажут о каждом прожитом дне великого писателя в вечном Городе - Киеве. Этот музей занял второе место в конкурсе оригинальных музеев мира. И действительно, здесь есть чему подивиться. Вы побываете в Зазеркалье, потому что Булгаков без тайны и чуда - это не Булгаков. Вы увидите застывшие в белом вещи и предметы и поймёте, что они имеют отношение к «Белой гвардии». Вы увидите также вещи, принадлежавшие писателю и его семье. маленький и уютный, этот музей поражает всех, кто бы ни переступил его порог.

VI. Домашнее задание

2. индивидуальное задание. Подготовить сообщение (1 учащийся) о евангельской истории Иисуса Христа и о его распятии (Евангелие от матфея, гл. 27, 28); об истории создания романа «ма стер и маргарита» (2 учащихся).

Булгаков Михаил Афанасьевич появился на свет в 1891 году, 3 (15) мая. Родился он в Киеве. Родители будущего писателя - Варвара Михайловна (девичья фамилия Покровская), учительница, после - инспектор на курсах для женщин. Отец - также преподаватель, работал в Михаил стал старшим сыном в большой семье, в которой очень сильны были культурные традиции. Творчество Булгакова, а также его биографию, мы опишем в этой статье.

Учеба в гимназии, увлечение театром, литературой, женитьба

Обучение его проходило сначала в Киевской гимназии. Будущий писатель закончил ее лишь с двумя отличными отметками - по закону божьему и географии. В это время он увлекается театром (знал, например, наизусть "Аиду" и "Фауста"), читает "с упоением" Салтыкова-Щедрина и Гоголя, появляются также первые произведения, которыми отмечено творчество Булгакова.

В 1907 году отец его умер. В 1913 Михаил Афанасьевич женился на Т.Н. Лаппе.

Работа врачом

Период с 1916 по 1917 год - окончание Киевского университета, в котором он учился на медицинском факультете. Освобожденный от призыва по болезни, интересующий нас автор едет в по назначению. Расположено это заведение было в селе Никольское А спустя некоторое время он отправляется в Вязьму. "Записки молодого врача" были написаны на основе впечатлений, полученных в этот период.

Врачебная практика в Киеве

В 1918 году Булгаков возвращается в Киев, где предпринимает попытки заняться врачебной практикой (частной - как вольнопрактикующий венеролог). В это время, по свидетельству самого писателя, он в качестве врача призывался последовательно на службу всеми властями, которые занимали город. Однако Булгакову удалось уклониться и от Красной армии, и от петлюровцев, "мобилизовавших" его.

Служба в армии, профессиональное занятие литературой

В 1919-1920 годах происходят следующие события в жизни писателя. Михаил Афанасьевич был "мобилизован" деникинцами и отправлен на Северный Кавказ с эшелоном. Здесь он стал заниматься литературой профессионально: в это время появились первые рассказы в газетах Владикавказа и Грозного, в которых отражается сочувствие движению белых, восприятие как "исторического несчастья" отречение Николая II и т.п. Он участвует в качестве врача в боях. Деникинцы, отступавшие под натиском Красной армии, бросили больного тифом Булгакова на произвол судьбы, что послужило основой для разочарования в этих "товарищах по оружию". Михаил Афанасьевич начинает с приходом красных работать в подотделе искусств. Деятельность его заключалась в докладах о Чехове и Пушкине, написании для местного театра пьес, одну из которых, под названием "Парижские коммунары", он даже отправил в Москву, понадеявшись на успех в объявленном в этом городе конкурсе.

Переезд в Москву

В 1921 году Михаил Афанасьевич приезжает в Москву, где поступает на работу на должность секретаря в литературный отдел при Наркомпросе. В поисках заработка с началом нэпа он часто меняет места своей службы: работает редактором хроники в одной из частных газет, конферансье, инженером и т.д. В это же время он поселяется на Садовой, в коммунальной квартире дома, который когда-то принадлежал табачному фабриканту. Множество раз нравы квартиры №50 будут возникать в различных произведениях, составляющих творчество Булгакова.

В 1922 году Михаил Афанасьевич активно печатается в прессе - в таких журналах, как "Рупор", "Рабочий", "Красный журнал для всех", "Железнодорожник", "Красная нива" и др.

Сотрудничество в "Гудке", новые произведения и новая женитьба

Период с 1922 по 1926 год - сотрудничество с газетой под названием "Гудок", а также печатается "Накануне" в берлинской русской газете, редактор которой - А. Н. Толстой, в то время еще не вернувшийся из эмиграции.

Жизнь и творчество Булгакова в 1923-1924 годы представим следующими двумя основными событиями. В 1923 появляется повесть "Записки на манжетах". В следующем году Михаил Афанасьевич встречается с Л. Е. Белозерской, вернувшейся из эмиграции в Париж, женится на ней.

В 1925 году творчество Булгакова продолжается. Появляется "Дьяволиада" - первый сборник, состоящий из сатирических рассказов. Тогда же выходит и сборник рассказов под названием "Роковые яйца". Этот год отмечен также созданием рукописи "Собачьего сердца" - произведения, которое только спустя 60 лет было опубликовано.

Обыск у Булгакова

В мае 1926 года у Булгакова проводят обыск сотрудники ОГПУ, изымают вышеуказанную рукопись, а также дневники. Писатель, обращаясь неоднократно с просьбами возвратить ему эти материалы и не получая на эти просьбы никакого ответа, заявляет, что скоро будет вынужден выйти из Всероссийского союза писателей демонстративно. После этого бумаги, включая рукопись "Собачьего сердца", возвратили Булгакову.

Произведения 1925-1928 годов

В 1925-1926 годах выходит цикл "Рассказы", а также сборник рассказов под названием "Записки юного врача".

К периоду с 1925 по 1927 годы относятся следующие события. Был создан роман "Белая гвардия". По его мотивам в 1926 году была написана и поставлена пьеса "Дни Турбиных", премьера которой в МХАТе состоялась в это же время.

С 1926 по 1928 годы Михаил Булгаков, жизнь и творчество которого представлены в нашей статье, пишет пьесу под названием "Бег", лишь в 1957 году увидевшую зрителя.

В 1926 также была создана пьеса "Зойкина квартира", которая была поставлена в Театре Вахтангова. Вместе с "Днями Турбиных" она была вскоре снята из-за давления тенденциозной критики.

В 1928 году - еще одно произведение для театра ("Багровый остров"). Оно было поставлено Камерным театром в этом же году, однако и на этот раз практически сразу пьеса была запрещена.

Оценка творчества Булгакова литературной критикой

Литературная критика конца 1920-х годов оценивала творчество Михаила Булгакова резко отрицательно. Его произведения не печатались, не игрались на сцене. Например, известны негативные отзывы Сталина о пьесе "Бег", которая, с его точки зрения, является "антисоветским явлением". "Макулатурой" назвал вождь "Багровый остров". Результат травли - и творчество которого и до того были часто отмечены негативными последствиями соприкосновения с советской властью, остается без работы и, соответственно, без средств, пишет "Правительству СССР" письмо и рассылает его на семь адресов различных учреждений власти. Пытаясь понять свою дальнейшую судьбу, он в письме разъясняет свою авторскую позицию, говоря о том, что предпочитает Великой Революции Великую Эволюцию, то есть более естественный, по его мнению, постепенный ход истории. На квартиру Михаилу Афанасьевичу в 1930 году 18 апреля позвонил сам Сталин, и в результате этого разговора писателю пообещали предоставить в МХАТе работу. Негласным условием соглашения было создание восхваляющего вождя произведения. Позднее, в 1939 году, была написана пьеса под названием "Батум", повествующая о "юных годах вождя". Однако ни содержание ее, ни тон повествования власти не удовлетворили.

Работа в МХАТе

С началом работы в МХАТе жизнь и творчество Булгакова существенно изменились. Михаил Афанасьевич с начала 1930-х годов в этом театре занимает должность режиссера-ассистента. Относится к этому периоду его жизни увлечение Шиловской Еленой Сергеевной (1929 год), которая впоследствии стала его женой.

В 1931 году появляется пьеса "Адам и Ева". В течение этого, а также в следующем году, он пишет инсценировку произведения Толстого "Война и мир" по заказу Большого драматического театра. Однако спектакль этот не был поставлен.

В 1932 году появилась инсценировка гоголевских "Мертвых душ". Возвращаются зрителю (по личному распоряжению товарища Сталина) "Дни Турбиных".

В 1930-1936 годах была создана драма под названием "Кабала святош", поставленная в 1943 году. Предшествовала этому работа над биографической повестью, в 1932-1933 годах. Опубликована она была в 1962.

Еще одна пьеса, "Блаженство", вышла в 1934 году (опубликована лишь в 1966).

В 1934-1935 гг. выходит драма под названием "Последние дни", поставленная на сцене в 1943 г. Сначала задумывалась она в соавторстве с

Булгаков отказывается от "переделок"

Период с 1934 по 1936 год отмечен следующими событиями. Появляется пьеса Булгакова "Иван Васильевич". Эта доведенная до генеральных репетиций в Театре сатиры работа была снята буквально накануне премьеры. У писателя за период с 1928 по 1936 год ни одна вещь не была напечатана, а также на сцене театра не появилось ни одной пьесы, представляющей оригинальное творчество М.А. Булгакова. Михаил Афанасьевич упорно отказывается от "переделок", подсказываемых ему (например, "перековать" какого-либо белого офицера из произведения "Бег", закончить революционной хоровой песней "Багровый остров" и т.п.).

Последние произведения

В 1936-1937 годах был создан "Театральный роман" (неоконченное произведение). Опубликован он был в 1965 году.

Булгаков в 1938 году создает пьесу под названием "Дон Кихот". С начала 1930-х и до конца своей жизни продолжал также трудиться над своим самым известным произведением, к которому обращаются сейчас в первую очередь, изучая творчество Булгакова, - "Мастер и Маргарита".

Михаил Афанасьевич в 1940 году умер в Москве от которая в семье его была наследственной (передалась писателю от отца).

Так завершается жизнь и творчество М. Булгакова - ныне признанного

Михаил Афанасьевич Булгаков - известный русский писатель, чья жизнь окутана загадочной мистикой и ореолом тайн. Выходец из семьи киевского профессора, он родился 15 мая 1891 года, а имя свое получил в честь архангела Михаила - хранителя города Киева.

Писать юноша начал с ранних лет, хотя многие биографы утверждают обратное, называя отправной точкой 30-летний возраст. Как повествует краткая биография, Булгаков в юном возрасте очень любил читать, впитывал как губка полученную информацию и многое помнил из прочитанного. Вера, старшая сестра, утверждала, что свое первое произведение - «Похождения Светлана» - Миша написал в семилетнем возрасте, а в 9 лет осилил «Собор Парижской Богоматери» (В. Гюго). В Александровской гимназии (одной из лучших в Киеве), Булгаков в период учебы сполна проявлял свои таланты: рисовал карикатуры, писал стихи, играл на рояле, пел и занимался сочинительством.

Так кто же он, Булгаков?

Биография (фото писателя можно увидеть ниже) Михаила Афанасьевича далее продолжается его обучением на медицинском факультете Киевского университета. По его окончании в 1914 году Булгаков работал врачом в Саратове, а с началом Первой мировой войны - в госпиталях прифронтовой линии под присмотром опытных военных хирургов. Писатель Булгаков, биография которого полна впечатлений военного времени и врачебной практики, написал серию рассказов «Записки юного врача», а роковой случай, сведший его с мальчиком, болевшим дифтерией, полностью перевернул жизнь гения.

Спасая ребенка путем отсасывания ртом через трубочку дифтерийных пленок из его горла, Булгаков заразился. Введенная противодифтерийная сыворотка вызвала сильнейшую аллергическую реакцию, проявившуюся нестерпимым зудом и жуткой сыпью на теле. Облегчить боль помогла инъекция морфия, а повторные уколы позволили справиться с аллергией, вызвав вместе с тем привыкание к «спасительному» препарату. Возникшая наркотическая зависимость рушила на жизненном пути Булгакова все, безжалостно отнимая духовное и физическое здоровье, наградив писателя паническим страхом и сильной депрессией, доведя до неистового сумасшествия. Жена Татьяна Николаевна, пытаясь спасти мужа, вместо морфия вводила ему дистиллированную воду, вызывавшую у последнего сильнейшие ломки.

Гоголь: приходил или нет?

Именно в этот период у Булгакова состоялась встреча с Гоголем, первая из трех. В один из болевых приступов в съемном жилье Булгакова появился Николай Васильевич, который быстрым шагом вошел в квартиру Михаила Афанасьевича, посмотрел на него безумным взглядом и пригрозил пальцем. С того дня произошло поистине чудесное спасение от страшной наркотической зависимости Булгакова, так и не понявшего, был ли приход Гоголя сном или явью. Эту историю писатель позже рассказал в произведении «Морфий».

Михаил Булгаков, биография и творчество которого тесно переплетались, в личной жизни имел успех и был женат трижды. По пророчеству киевской цыганки, над которым в свое время писатель посмеялся, в жизни ему достанется три жены: одна - от Бога, вторая - от людей, третья - от дьявола. После чудесного выздоровления Михаил Афанасьевич открыл частную практику и в этот же период начал заниматься писательской деятельностью.

Татьяна Лаппа ездила с мужем везде, помогая ему во врачебной деятельности и в невероятном исцелении от роковой привязанности к наркотику. Первая мировая и гражданская войны мотали Булгакова по стране беспощадно: мобилизация петлюровцами, побег, мобилизация деникинцами, тиф, прекращение врачебной деятельности, нищета, голод... И всегда рядом была она - верная Тася.

Булгаков: краткая биография и творчество

С 1919 по 1921 годы писатель жил во Владикавказе; именно там он прекратил занятия медициной и начал профессионально заниматься литературной деятельностью, работая журналистом в местных газетах. Там были написаны для театра комедия «Самооборона» (постановка которой возымела успех), а также пьесы «Глиняные женихи» и «Парижские коммунары», причем последняя была рекомендована Главполитпросветом к постановке в московских театрах.

В Москву Булгакову удалось попасть лишь в 1921 году. В первое время он хватался за любую работу, стараясь прокормить себя и жену; писательством же занимался по ночам. И у него получилось: Булгакова стали печатать! Его рассказы и фельетоны были на многих полосах газет и журналов. Именно с Москвой связаны действия таких произведений, как «Собачье сердце», «Роковые яйца».

Творчество Михаила Булгакова

Роман «Белая Гвардия» описал трагедию гражданской войны, разыгрывавшуюся в Киеве - родном городе писателя, причем в произведении показан трагизм народа в целом и в разрезе отдельно взятой семьи Турбиных - людей с высоким чувством чести и достоинства. Булгаков, творческая биография которого богата яркими жизненными моментами, легшими в основу его произведений, в романе «Белая гвардия» довольно похоже описал киевский дом своей юности. Люди, жившие там некоторое время спустя, разломали все стены, напрасно пытаясь найти описанный в произведении клад. По роману «Белая гвардия» была написана пьеса «Дни Турбиных», поставленный по ней спектакль имел огромный успех у зрителя.

Окрыленный успехом, Михаил все больше погружался в богемную жизнь, растеряв любовь к женщине, полностью растворившейся в нем. Однажды он объявил своей Тасе, что уходит. При расставании, чувствуя на себе огромную вину, Булгаков лишь изрек: «Бог меня за тебя накажет…». Вот так по-будничному для Таси закончились прожитые с Булгаковым 11 лет.

Любовь Белозерская - яркое пятно на сером фоне обыденной московской жизни, стала второй женой писателя. Коренная москвичка, она во всем помогала мужу: разносила по редакциям рукописи, помогала преодолевать провинциальную стеснительность, подбирала материалы для его творений. Именно с ее помощью были созданы пьесы «Кабала святош» и «Бег».

Трудный период, неприятие

В конце 20-х годов Булгаков подвергся нападкам литературных критиков. Его произведения оценивались отрицательно, их перестали публиковать, пьесы сняли с репертуара. В марте 1930 года измученный и надорванный Булгаков, очутившийся на грани нищеты, обратился к Сталину с письмом о предоставлении возможности зарабатывания в театре либо выезде из СССР. Через месяц Сталин лично позвонил писателю, разрешив ему работать. Ассистент режиссера во МХАТе, подрабатывавший переводами и написанием либретто и периодически игравший в спектаклях, - вот чем пришлось довольствоваться Булгакову в столь трудный для себя период.

Отдушиной для него являлась опера «Фауст», на которую он часто ходил в Большой театр; это зрелище действовало на него как-то особенно, поднимая настроение. Очередной поход на любимую постановку закончился тяжелейшей депрессией. Это было связано с написанной ним пьесой «Батум», в которой центральной фигурой являлся молодой Сталин, а писатель узнал в образе Фауста себя, продавшего душу дьяволу.

Она - Маргарита?

Елена Шиловская - третья любовь писателя. Краткая биография (Булгаков снова в ореоле мистики) повествует, что однажды, студеной осенью 1927 года, писатель шел по улицам Москвы, и неожиданно на него налетел остроносый низенький человек, до боли похожий на квартирного гостя в период увлечения Булгакова морфием. Гоголь (а это, судя по всему, был он) посмотрел в глаза Михаилу Афанасьевичу и взглядом указал на один из расположенных рядом домов. Именно там жила Елена Сергеевна.

На одной из вечеринок, где они познакомились, она попросила Михаила завязать ей на рукаве тесемку, и таким образом «привязала» его к себе. Жена генерала Шиловского, Елена долго металась между двумя мужчинами, пока ее муж все-таки согласился на развод. Именно с появлением Елены Булгаков рьяно стал продолжать писать свой знаменитый роман «Мастер и Маргарита», начатый в 1929 году. Елена помогала ему во всем: вела дом, печатала рукописи, писала под диктовку, понимая, что читать Булгакова смогут только будущие поколения. Свое детище, роман о Мастере и тайной его возлюбленной, о Христе и дьяволе, Булгаков создавал в условиях полного безденежья и безнадежности. Елена влюбилась в это творение, узнавая в Маргарите себя, понимая, что это самая главная книга в жизни писателя.

Реальный прототип кота Бегемота

К слову, знаменитый помощник Воланда имел реальный прототип, коим являлся черный пес Михаила Афанасьевича по кличке Бегемот, очень умный для обычного животного. Имел место такой случай: при праздновании Нового года под бой курантов собака пролаяла двенадцать раз, хотя никто ее этому не обучал. Такую интересную историю сохранила краткая биография.

Булгаков в этот период уже был поражен смертельной болезнью, поэтому часть глав из романа он диктовал своей жене Елене. За месяц до смерти он закончил работу над своим самым знаменитым произведением, которым зачитываются многие. Именно после выхода этого романа поговаривали, что способности Булгакова имеют потусторонний характер, иначе как бы он мог так точно описать самого дьявола и его свиту?

Героям произведений Булгакова свойственно обаяние, заставляющее в себя влюбиться и почувствовать особую прелесть нераскрытой мысли. Его краткая биография, Булгаков в которой является ключевой фигурой, вызывает огромный интерес к личности писателя. Его работы постоянно экранизируются, а литературные работы горячо обсуждаются. Произведение «Мастер и Маргарита» не оставляет никого равнодушным, заставляя относиться к себе или плохо, или хорошо.

1940 год - конец пути писателя

Нервное истощение породило гипертонический нефросклероз, приковавший Булгакова к постели. Елена не смогла вырвать его из лап болезни, в марте 1940 года писателя не стало, причем свой уход он предсказал задолго до болезни. В истории его жизни имеет место такой факт: на могиле Гоголя на Монастырском кладбище находился камень, прозванный из-за сходства с Иерусалимской горой Голгофой. При перезахоронении Гоголя на другое место на его могилу установили бюст, а камень впоследствии установила на могиле Булгакова его жена. И тут вспоминается фраза писателя, которую он адресовал Гоголю во сне, когда тот пришел к нему в третий раз: «Учитель, укрой меня своей шинелью».

Биография Булгакова, жизнь и творчество великого писателя постоянно вызывают читательский интерес, который со временем лишь усиливается, подогреваемый тягой к мистике и неизведанному.

1. Демонстрация эпизодов из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию».

Нет, наверное, человека в России, который бы не видел этой забавной картины известного режиссера Гайдая и не смеялся, наблюдая за приключениями Ивана Грозного в Москве ХХ века и самозванца Милославского в палатах Московского Кремля времен Ивана Грозного. А ведь это произведение киноискусства поставлено по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич», написанной еще в 30-е годы, но запрещенной для постановки на театральной сцене. Случай с данной пьесой не единичный в творческой судьбе писателя.

Начнём наши уроки, посвящённые творчеству Михаила Афанасьевича, с короткого знакомства с его биографией, сложной судьбой его произведений.

2. Что вам известно о жизни и творчестве М. А. Булгакова? (Ранее учащимися уже было прочитано произведение «Собачье сердце».)

Лекция по теме.

Творчество М.А. Булгакова в целом и его главный роман «Мастер и Маргарита» - наша «возвращенная литература. Это та духовная культура, которая на протяжении полувека была не доступна широкому кругу читателей. В школьных программах до 1991 года имя талантливого русского писателя двадцатого столетия М.А. Булгакова даже не упоминалось. Но в конце 80-х годов ХХ века, в связи с демократическими переменами в жизни нашей страны, мы получили возможность познакомиться с творчеством многих, ранее несправедливо «забытых» поэтов и писателей, создававших свои произведения в условиях тоталитарного государства. В ряду блистательных имен - имя М.А. Булгакова. Внимание к творческому наследию писателя ныне огромно: его книги издана миллионными тиражами, появились десятитомное и пятитомное собрания сочинений, Институт мировой литературы имени М. Горького объявил о подготовке академического собрания сочинений, произведения Булгакова экранизируются, инсценируются, пьесы его идут во многих театрах, десятки книг и сотни статей посвящены творчеству и жизни Мастера - М.А. Булгакова.

Школьная программа по литературе в корне изменилась с 1991 года, и в настоящее время творчество Булгакова занимает в ней достойное место

Самым притягательным местом на земле для Михаила Афанасьевича Булгакова навсегда остался Киев - город, где он родился в 1891 году.

15 мая. 1891 год. Весна. В Киеве на Госпитальной улице, которая, подобно большинству киевских улиц, шла в гору, в доме № 4 у магистра Киевской духовной академии доцента кафедры древней гражданской истории Афанасия Ивановича родился первенец. Мальчик рос, окруженный заботой.

Отец был внимательным и заботливым, а мать - жизнерадостная и очень веселая женщина. Хохотунья. Слайд. И вот в этой обстановке начинает расти смышленый, очень способный мальчик. Так писала в записках «Из семейного архива» сестра писателя. В семье его очень уважали личность, уважали чтение, семья была очень одаренная, театральная, все они уважали друг друга. Отец писателя, Афанасий Иванович, был сыном сельского священника и карьерой обязан только собственным способностям и трудолюбию. Одновременно с преподаванием в академии он служил в Киевской цензуре, получил чин статского советника, благодаря чему Булгаковы сделались потомственными дворянами.

Мать - Варвара Михайловна, урожденная Покровская, происходила из семьи протоирея Казанской соборной церкви города Карачаево Орловской губернии. На эту энергичную и добрую женщину выпала основная забота по воспитанию детей. Именно от матери Михаил унаследовал любовь к музыке и книгам.

С детства любознательный ребенок увлекался литературой. Павел Сергеевич Попов, первый биограф Булгакова, в 1940 году, после смерти писателя, отмечал в своей работе: «Михаил Афанасьевич с младенческих лет отдавался чтению и сочинительству. Первый рассказ «Похождения Светлана» был им написан, когда автору исполнилось всего 7 лет».

Снова читаем записки «Из семейного архива»: «Читатель он был страстный, с младенческих же лет. Читал очень много, и при его совершенно исключительной памяти он многое помнил из прочитанного и все впитывал в себя. Это становилось его жизненным опытом - то, что он читал. Сестра Вера рассказывала, что он прочитал «Собор Парижской Богоматери» чуть ли не в 8-9 лет.

Родители нас не смущали: «Ах, что ты читаешь? Ах, что ты взял?» У нас были разные книги. И классики русской литературы, которых мы жадно читали. Были детские книги… И была иностранная литература. И вот эта свобода, которую нам давали родители, тоже способствовала нашему развитию, она не повлияла на нас плохо. Мы со вкусом выбирали книги».

Большая многодетная семья - детей было семеро (слайд)- навсегда останется для Михаила Булгакова миром тепла, интеллигентного быта с музыкой, чтением вслух по вечерам, праздником елки и домашними спектаклями. Михаил задавал тон общему веселью, был отличным рассказчиком (по словам сестры, его слушали затаив дыхание).

До осени 1900 года Михаил учится дома, затем поступает в первый класс Александровской гимназии, (слайд) где учились дети русской интеллигенции и были сосредоточены лучшие преподаватели Киева. Уже в гимназии Булгаков проявляет свои разнообразные способности: пишет стихи, рисует карикатуры, играет на рояле, поёт, сочиняет устные рассказы и прекрасно их рассказывает.

в 1907 году семью постигло несчастье: от наследственного гипертонического нефросклероза, когда Михаилу было 16 лет, от склероза почек - болезни, которая через 33 года настигнет и его сына. Не дожил даже до 50 лет, умер Афанасий Иванович. Близким после его смерти осталась пенсия, не меньшая, чем прежнее жалованье на двух службах. Несмотря на то, что семья осиротела, потеряла свою опору, мать Булгакова, хлопотливая и деятельная женщина, сумеет дать сыну образование.

В мае 1909 года будущий писатель окончил Первую Александровскую гимназию, а 21 августа был зачислен студентом медицинского факультета Киевского университета, где учится почти семь лет. Слайд. Выбор профессии врача объяснялся тем, что оба брата матери, Николай и Михаил Покровские, были врачами, один -- в Москве, другой -- в Варшаве, оба хорошо зарабатывали. Учился Булгаков не всегда хорошо, потому что отвлекался на личную жизнь - В 1913. В 22 года, М. Булгаков женился на Татьяне Лаппе (1892--1982). дочери управляющего Саратовской казенной палатой. Слайд.

Денежные трудности начались уже в день свадьбы. Это можно увидеть в воспоминаниях Татьяны Николаевны: «Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже -- я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье -- пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку. Венчал нас о. Александр. ...Почему-то хохотали под венцом ужасно. Домой ехали в карете. Гостей было немного. Помню, много было цветов, больше всего -- нарциссов…. Отец Татьяны в месяц присылал 50 рублей, по тем временам достойная сумма. Но деньги быстро исчезали: М. А. Булгаков не любил экономить и был человеком порыва. Если ему хотелось проехаться на такси на последние деньги, он без раздумья решался на этот шаг. «Мать ругала за легкомыслие. Придем к ней обедать, она видит -- ни колец, ни цепи моей. „Ну, значит, всё в ломбарде!“».

Любовь Булгакова к Татьяне Николаевне была наполнена драматическими моментами. Родители обоих были против этой связи. Однако молодые решили пожениться, и родители смирились с этим.

В 1916 году Булгаков закончил медицинский факультет Киевского университета. Учился он долго - 7 лет. Получил он диплом с отличием. С началом первой мировой войны (когда началась она?) Михаил Булгаков вместе с женой работает в госпитале, затем уходит добровольцем на фронт, работает в прифронтовом госпитале, приобретая врачебный опыт под руководством военных хирургов

Затем - деятельность земского врача в Смоленской губернии, потому что многих молодых врачей в то время отправляли в деревни, чтобы они заменяли опытных врачей, которых отправляли на фронт.

Впечатления этих лет отзовутся в небольшой книге рассказов - «Записок юного врача», слайд, напоминающих чеховскую прозу. С одной стороны очень светлая, с другой стороны драматическая книга, в которой главный герой - попадает в различные жизненные ситуации, он вынужден делать операции, которые никогда в жизни не делал, и он бежит к учебнику, чтобы посмотреть, почитать как сделать ее, потом снова к больному и делает операцию, которая, к счастью успешно завершается. Это очень светлая, позитивная книга, и этого позитива в творчестве Булгакова очень много, несмотря на то, что жизнь его складывалась не очень удачно. Свидетельством тому является след. Его книга - повесть «Морфий» Она тоже автобиографична, это история о том, ка Булгаков, в прямом смысле слова стал наркоманом. Произошло это след.образом - когда он работал в больнице врачом, привезли девочку, больную дифтерией, спасая ее, отсасывая пленки дифтерийные из горла, он себе делает вакцину, чтобы самому не заразиться, после этого у него появился зуд, и чтобы этот зуд унять он стал использовать морфий, сначала в качестве отвлекающего лекарства, потом он на него подсел и начал злоупотреблять им. После этого он написал этот самый рассказ - Морфий. НО человек он был очень мужественный и все-таки он от этой зависимости избавился. В этом смысле очень актуален этот рассказ в наше время, в нем показано как человек может собрать все свои духовные и физические силы и стать сильнее зависимости. В жизни так произошло, но в рассказе главный герой кончает жизнь самоубийством. И потому этот рассказ - своего рода предупреждение о том, куда не надо ходить и чего не надо делать.

Дальше была революция - 1917 года. Булгаков не принимает событий 1917 года. В декабре в письме к сестре он пишет: Через два часа придет Новый год. Что принесет он мне? Я спал сейчас, и мне приснился Киев, знакомые и милые лица, приснилось, что играют на пианино…

Придет ли старое время?

Настоящее таково, что я стараюсь жить, не замечая его… не видеть, не слышать! Недавно в поездке в Москву и Саратов мне пришлось все видеть воочию, и больше я не хотел бы видеть. Я видел, как серые толпы с гиканьем и гнусной руганью бьют стекла в поездах, видел, как бьют людей. Видел разрушенные и обгоревшие дома в Москве… тупые и зверские лица…

Видел толпы, которые осаждали подъезды захваченных и запертых банков, голодные хвосты у лавок, затравленных и жалких офицеров, видел газетные листки, где пишут, в сущности, об одном: о крови, которая льется и на юге, и на западе, и на востоке, и о тюрьмах. Все воочию видел и понял окончательно, что произошло» …

То есть в таких ужасных условиях приходилось ему работать.

В работе В. Лакшина «Мир Булгакова» можно прочитать: «Добровольцем он совсем не собирался идти никуда, но как врача его постоянно дергали: то петлюровцы, то Красная Армия. Вероятно, не по доброй воле он попал в деникинскую армию и был отправлен с эшелоном через Ростов на Северный Кавказ».

В его настроениях той поры, как отмечает В. Лакшин, громче всего одно - усталость от братоубийственной войны.

Затем, писатель заболевает и лечится на кавказе, из-за болезни он не может эмигрировать из страны. После своего выздоровления, он решает забыть о карьере врача, и не упоминать нигде, что он врач, для того, чтобы его снова не отправили, не мобилизовали куда-нибудь. В то время он начинает сотрудничать с большевиками и пишет в газеты, сочиняет фельетоны и проч. - чтобы не умереть с голоду.

В конце сентября 1921 года М. А. Булгаков переехал в Москву , где начинает снова не очень хороший период в жизни - он приехал в Москву без денег, без знакомств, очень тяжело устроить на работу, снимать квартиру итп. Но он не опускает руки, он начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами и журналами («репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова, газета «Накануне» с которой сотрудничал Булгаков была очень известна, много кто ее читал и постепенно имя его стало известным узнаваемым.

В апреле 1924 года Булгаков разошелся с Татьяной Николаевной Лаппа. Она не имела каких-либо особых талантов или знакомств в литературно-театральных кругах, поэтому, как только Булгаков почувствовал себя писателем, он оставил ее, женившись на более интересной, с точки зрения круга литературных знакомств, Любови Евгеньевне Белозерской.

Любовь Евгеньевна происходила из старинной аристократической семьи, была дворянского происхождения, окончила гимназию и балетную школу. Если рассуждать объективно, то на брак с Любовью Евгеньевной Белозерской пришлось самое лучшее время Булгакова - драматурга и писателя. Брак с Любовью Евгеньевной Белозёрской вводит Булгакова в среду старомосковской интеллигенции, способствует его дружбе с людьми, близко стоявшими к Художественному театру. Влечение к театру, впечатления от работы с актёрами лягут в основу “Театрального романа”, книги “Жизнь господина де Мольера”. В этих произведениях заявлена тема мастера, опередившего талантом своё время. Эта тема станет основной в “Мастере и Маргарите” - последнем романе М. А. Булгакова, который он начал писать в 1928 году и работал над ним 12 лет, то есть до конца жизни, не надеясь опубликовать его.

В 1924 году закончил роман «Белая гвардия», в центре романа люди, которые пытаются выжить и защитить свой город, свой дом от враждебной стороны, от другой стороны, которая хочет только убивать и разрушать. В центре стоит дом, где живет семья, семья Турбиных, именно этой семьей Булгаков хотел показать нам что такие ценности должны оставаться вечными - такие как семья, вера, надежда, ценность отношений между близкими и родными. булгаков писатель мастер маргарита

Слайд: «Белая гвардия» - это роман-воспитание, о междоусобной смуте и сохранении вечных человеческих ценностей.

Следующая значимая книга его - это повесть «Роковые яйца». Главный герой повести - это профессор Персиков, который изобретает некие смертоносные лучи, под действием которых все живое начинает размножаться очень быстро. Этими лучами облучают яйца змей, они вылупляются очень быстро, огромные, мерзкие они ползут в сторону Москвы, чтобы напасть на нее, но вот чуть чуть не хватило им сил, чтобы дойти до нее - внезапно случается морозы, причем в августе, и они погибают. Через эту аллегорию Булгаков пытается понять, что случилось в русской истории. Повесть была опубликована, несколько раз. После прочтения ее очень высоко оценил Максим Горький, правда он сказал, что очень жаль, что эти гады не доползли до Москвы не показали себя. У Булгакова была мысль о том, чтобы закончить свое произведение таким образом, как то его развить, но потом он подумал и решил, что тогда цензура его не пропустит и не разрешит печатать эту повесть.

После 20-х годов, начинается тяжелый период в творческой жизни писателя. Его произведения не допускают к печати, запрещают постановку пьес «Мольер» и «Иван Васильевич». Это продолжится и в 30-е годы: запрещены пьесы «Пушкин» и «Батум», в главной роли которой явился сам Сталин. После этих лет ни одно произведение его уже не будет в печати, при жизни не увидит он ничего написанного или показанного в театре его произведения. В результате Булгаков оказался выключенным из литературного процесса. Произведения его не печатали. Пьесы не ставили. Он оказался в настолько бедственном положении, что написал письмо правительству с просьбой о предоставлении ему любой работы в театре: режиссером, статистом, даже рабочим сцены.Это выбивает его из колеи, уставший от постоянного непонимания со стороны властей, он пишет: заявление Сталину и письмо брату от 1929 года:

«Не будучи в силах больше существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни ставиться больше в пределах СССР мне нельзя, доведенный до нервного расстройства, я обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед правительством СССР об изгнании меня за пределы СССР вместе с женою моей Л. Е. Булгаковой, которая к прошению этому присоединяется. М. Булгаков

«…В сердце у меня нет надежды… Вокруг меня уже ползает змейкой темный слух о том, что я обречен во всех смыслах… Игру можно считать оконченной, колоду складывать, свечи тушить.

Мне придется сидеть в Москве и не писать, потому что не только писаний моих, но даже фамилии моей равнодушно видеть не могут. Без всякого малодушия сообщаю тебе, мой брат, что вопрос моей гибели - это лишь вопрос срока, если, конечно, не произойдет чуда. Но чудеса случаются редко…

Нехорошо то, что этой весной я почувствовал усталость, разлилось равнодушие. Ведь бывает же предел…

Твой М. Булгаков

18 апреля 1930 года, на другой день после похорон покончившего с собой Маяковского, Сталин позвонил Булгакову (слайд) Ободрённый звонком, Булгаков только потом понял, что взамен взятой им назад просьбы об отъезде он не получил ничего, кроме зарплаты советского служащего. “Дни Турбиных” были возобновлены только в 1932 году. Больше ни одна пьеса не пошла на сцене при его жизни. Ни одной строки своей он не увидел более в печати.

…Алексей Толстой как-то сказал Булгакову в шутку, что писатель для достижения литературной славы должен жениться трижды. Эти слова оказались пророческими: в феврале 1929 года Булгаков познакомился с подругой Белозерской - Еленой Сергеевной Шиловской (слайд № 21), с которой у него завязался роман. В октябре 1932 года она стала третьей женой писателя. Развод Белозерской с Булгаковым произошел 3 октября 1932 года. Некоторое время он еще продолжал встречаться со своей второй женой, периодически оказывая ей материальную помощь.

М. А. Булгакову помогла сказать последним романом все основное в его жизни жена Елена Сергеевна, известная всему миру как Маргарита. Она стала ангелом-хранителем мужа, ни разу не усомнилась в нем, безусловной верой поддержала его талант. Она вспоминала: «Михаил Афанасьевич мне сказал однажды: «Против меня был целый мир -- и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно». Умирающему мужу она поклялась напечатать роман. Пробовала это сделать шесть или семь раз -- безуспешно. Но сила ее верности преодолела все препятствия. В 1967--1968 годах журнал «Москва» напечатал роман «Мастер и Маргарита». А в 80--90-е годы были открыты архивы Булгакова, написаны практически первые интересные исследования. Имя Мастера известно теперь всему миру.

С осени 1936 года Булгаков переходит на службу в Большой театр. Он пишет либретто для опер, но и их судьба оказывается неудачной. Весной 1937 года он долго размышлял над новым письмом Сталину, но в атмосфере все усиливавшегося террора так и не решился написать его. Все эти события, запреты, по-видимому, спровоцировали быстрое развитие наследственной болезни - гипертонического нефросклероза, от которого умер и его отец. Несмотря на это, писатель продолжал работать над романом “Мастер и Маргарита”. С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова. Ещё в феврале писатель диктует жене последние страницы романа. Булгаков скончался 10 марта 1940 года в 16 часов 39 минут, как записала в своем дневнике Елена Сергеевна. Когда Булгаков умирал, трое его друзей написали письмо Сталину, умоляя его позвонить писателю. “Только сильное радостное потрясение… может дать надежду на спасение” . Друзья Булгакова хорошо знали, что первый звонок Сталина не принес ничего, кроме разрешения жить, но, тем не менее, они обращаются к Вождю за Чудом. Они верят, что голос Сталина может исцелить умирающего. Но Чуда не произошло…

Похоронили Михаила Афанасьевича Булгакова на Новодевичьем кладбище.

Вот такая вся история жизни и творчества Булгакова.

Какой мы можем сделать вывод:

Что вы можете сказать о Булгакове как о человеке?

Характеризуя личность Булгакова, можно выделить такие качества, как независимость суждений, жизнестойкость в тяжёлых испытаниях, высокоразвитое чувство собственного достоинства, искусство быть во всех случаях самим собой. Разумеется, талант художника был у Булгакова, что называется “от Бога”. А уж то, какое этот талант получил выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя.

Практически все факты биографии изложены самим писателем в его произведениях.О том, чем наполнена была его жизнь в смоленской глухомани, можно узнать из цикла рассказов “Записки юного врача”, из романа “Белая гвардия”, и повесть «Морфий» и самое главное его произведение «м и м», в котором будут прослеживаться и евангельские мотивы, идущие от его отца и сам пусть мастера - творца, которого не понимали, но все же он двигался к своей цели, не смотря ни на что.