Подробности Категория: Искусство России XIX века Опубликовано 23.03.2018 11:31 Просмотров: 647

Творчество Венецианова способствовало интересу к национальному русскому пейзажу и народным образам.

Бытовой жанр в русской живописи начал формироваться в XVIII в., об этом вы можете прочитать . В творчестве А. Венецианова этот жанр получил дальнейшее развитие.

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780-1847)

А. Венецианов. Автопортрет (1811). Холст, масло. 67,5 × 56 см. Государственный Русский музей (Петербург)
А.Г. Венецианов родился в Москве в купеческой семье, происходившей из греческого рода Венециано. Будущий художник рано поступил на службу: сначала служил землемером при лесном департаменте, затем был переведен в Петербург, в почтовое ведомство. Там он начал самостоятельно заниматься живописью: копировал картины в Эрмитаже, писал портреты близких людей, в том числе своей матери. Затем некоторое время учился живописи у В. Боровиковского и даже жил в его доме в качестве ученика.

А. Венецианов. Портрет А.Л. Венециановой, матери художника (1801). Холст, масло. 74 х 66 см. Государственный русский музей (Петербург)
Первоначально Венецианов работал в основном в портретном жанре . За написанный им портрет инспектора Академии художеств К. Головачевского с тремя учениками А. Венецианов получил звание академика.

А. Венецианов. Портрет инспектора Академии художеств К. Головачевского с тремя учениками (1811). Холст, масло. 143,5 х 111 см. Государственный русский музей (Петербург)
Головачевский изображён в окружении трёх мальчиков. Каждый из них символизирует представителя живописи, скульптуры и архитектуры.
В центре композиции – рука Головачевского, лежащая на книге. Щедро раскрытая ладонь – символ дарования детям тайной премудрости знания. Головачевский слегка повернулся к будущему архитектору с большой папкой под мышкой и внимательно слушает его. Взгляд его полон живости, строгой доброты и сердечности.
Лица детей написаны с любовью, они одухотворены и полны внутренней чистотой, что сближает эту картину с портретами В. Тропинина.

А. Венецианов. Портрет М. А. Венециановой, жены художника (1810-е годы). Холст, масло. 67,5 х 52 см. Государственный русский музей (Петербург)
В 1819 г. Венецианов оставил службу и поселился с семьей (женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерями – Александрой и Фелицатой) в деревне Сафонково Тверской губернии. С этого периода главной темой его творчества становится крестьянская тема.
А.Г. Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки на лошадях по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Художник похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

Творчество А. Венецианова

Венециановым создана довольно большая портретная галерея его современников, в том числе выдающихся людей того времени: Н.В. Гоголя, Н.М. Карамзина, В.П. Кочубея.

А. Венецианов. Портрет Н.В. Гоголя. Литография 1834 г.

А. Венецианов. Портрет Н.М. Карамзина (1828). Холст, масло. Всеросийский музей А.С. Пушкина
Но наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» и многие другие картины уже почти 200 лет привлекают зрителей своей свежестью и искренностью. Главными героями картин художника стали его собственные крестьяне. Большую роль играли пейзаж и интерьер. Новаторство этих картин заключалось в умении художника передать особую атмосферу деревенской простоты и естественности, близость земле, на которой они жили и которую обрабатывали своими руками. Иногда Венецианова упрекали в том, что крестьяне на его картинах слишком нарядны, слишком идеализированы. Но так хотел видеть их сам художник, и такими показал их нам.

А. Венецианов «Гумно» (1823). Холст, масло. 66,5 × 80,5 см. Государственный Русский музей (Петербург)
Художник изображает гумно (место, где молотили зерно). Образы крестьян написаны с чувством уважения к их труду и искренней симпатией. Умело передана перспектива.
Эта картина стала началом большой работы над изображением русской деревни. Венецианов разработал форму многофигурной жанровой картины на сельскую тему, в которой часто большую роль играет пейзаж или интерьер.

А. Венецианов «Жнецы» (1825). Холст, масло. 66,7 х 52 см. Государственный Русский музей (Петербург)
Художника привлекла романтическая жизненная картина: мать и сын любуются бабочками, присевшими на руку жницы (их занятие мы узнаём по заголовку картины и по орудиям труда в их руках). Мальчик воспринимает мир радостно и по-детски доверчиво. Мать устала, но и она не осталась равнодушной к красоте. Идея картины очевидна: крестьяне тоже могут чувствовать прекрасное (у Карамзина – «и крестьянки любить умеют»).

А. Венецианов «Спящий пастушок» (1823-1824). Дерево, масло. 27,5 х 36,5 см. Государственный русский музей (Петербург)
Спящий (или просто позирующий) пастушок изображён на фоне пространственного пейзажа. Венецианову удалось передать перспективу и единение природы и человека. Кроме мальчика, на картине мы видим девушку с коромыслом и фигурки рыбаков, и всё это показано в полной гармонии: и природа, и люди спокойны, умиротворены. Эта картины также стала новым словом в русской живописи – в то время на пленэре ещё не работали.

Другие виды работ художника

А. Венецианов также работал в технике пастели по бумаге и пергаменту, занимался литографией, писал иконы. Его кисти принадлежат иконы для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больницы. В последний год жизни художник работал над иконами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.

А. Венецианов «Предстательство Божией Матери за воспитанниц Смольного института». Запрестольный образ для Собора всех учебных заведений во имя Воскресения Христа Спасителя (Смольного собора) в Петербурге (1832-1835). Холст, масло. 489 × 249 см

Школа Венецианова

Вокруг Венецианова сложилась группа художников, которым был близок крестьянский жанр.
Художественная школа в Сафонково просуществовала 20 лет. За это время здесь прошли обучение более 70 художников, среди которых были Н. Крылов, А. Тыранов, К. Зеленцов, А. Алексеев, В. Аврорин, А. Мокрицкий, С. Зарянко, Г. Сорока, А. Венецианова и др.
Расскажем о двух из них.

Григо́рий Васи́льевич Соро́ка (настоящая фамилия Васи́льев), 1823-1864. Русский крепостной живописец.

Г. Сорока. Автопортрет
В 1842-1847 гг. он учился живописи в школе А. Г. Венецианова и был одним из любимейших его учеников. После обучения Сороку пришлось отправить обратно к барину. Венецианов просил помещика Милюкова дать вольную для Григория, чтобы тот мог продолжить образование в Академии художеств, но не смог добиться этого.
Молодой художник окончил жизнь самоубийством.

Г. Сорока «Вид в Спасском» (вторая половина 1840-х гг.)

Александра Алексеевна Венецианова (1816-1882) – дочь Венецианова. Художница, представительница художественной школы Венецианова.

А. Венецианов. Портрет дочери в возрасте 13 лет
Александра писала портреты, жанровые картины, натюрморты. Её работы – в Государственной Третьяковской галерее, Тверской областной картинной галерее. Её искусство называли очень искренним, хотя и несколько наивным.
Она оставила книгу воспоминаний об отце: Венецианова А. А. Записки дочери Венецианова. 1862 // Алексей Гаврилович Венецианов. Мир художника. Статьи, письма, современники о художнике / Составление, вступ. ст. и прим. А. В. Корниловой. Л., Искусство, 1980.

Александра Венецианова «Почтовая станция». Холст, масло. 57 x 62 см. Тверская областная картинная галерея

(1780 – 1847)

Отцом русского бытового жанра по праву можно считать именно Алексея Венецианова, который он возвел в ранг полноценного вида живописи. Венецианов не только отдал дань идеальным представлениям о должном, не только демократизировал тематику, обратившись к «презренному» крестьянству, в котором он увидел человеческое достоинство, но определил собой целую эпоху нового реалистического искусства.

Жанр у Венецианова приобретает поэтический характер. Жизнь крестьян преподана в связи с природой, без которой она не мыслится. Пластические свойства венециановской живописи отличались, с одной стороны, большей привязанностью к натуре, утрачивающей условность классицизма или романтизма, с другой – почти эскизным письмом, в чем то предугадывающем будущие достижения импрессионизма.

Своеобразный поэтический реализм, сосуществовавший в творчестве Венецианова с некоторой сентиментальностью, был прорывов в будущее, которые продолжили его многочисленные ученики и последователи.

В обучении художническому мастерству Венецианов пренебрегал академической системой, приучая видеть жизнь через окружающий предметный мир. Работа с натурой стала главным принципом его педагогической системы. Школа Венецианова – удивительнейшее и прекрасное явление в русской живописи.

Алексей Гаврилович Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 года в Москве в небогатой купеческой семье. В юности служил чертежником, занимался рисованием и живописью самостоятельно.

Приехав в 1802 году из Москвы в Петербург, некоторое время учился у Боровиковского, много копировал в Эрмитаже. В начале своей художественной карьеры Венецианов успешно работал в области сатирической графики, издавал журналы карикатур.

В 1811 за «Автопортрет» (ГРМ) признан назначенным в академики, в том же году за программу «Портрет К.И.Головачевского с тремя воспитанниками Академии художеств (ГРМ) удостоен звания академика. Во время Отечественной войны 1812 года исполнил сатирические листы.

В 1815 приобрел имение в Тверской губернии, куда в 1819 году переехал из Петербурга «оставив службу для того, чтобы полнее посвятить себя живописи с оригиналов натуры».

Основав школу в Сафонкове, обучал живописи «по принятой им методе». Учениками были молодые люди, которых художник «по бедности их» брал на свое содержание, и крепостные. Среди учеников и последователей художника, составивших целое направление в русском искусстве, известное как школа Венецианова – Григорий Сорока, Алексей Тыранов, Сергей Зарянко, Евграф Крендовский, Лавр Плахов, Капитон Зеленцов и многие другие.

3. Венецианов Алексей «Портрет молодого человека в испанском костюме» 1804 Бумага, пастель 55х47 Государственный Русский музей

(1847-12-16 ) (67 лет) Место смерти: Гражданство:

Российская империя

Жанр:

Живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни

Работы на Викискладе

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов ( -) - русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств , основатель так называемой венециановской школы .

Биография

Род Венециановых происходил из Греции , где они звались Михапуло-Проко или Фармаки-Проко. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730-1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.

Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля в Москве. Отец Гаврила Юрьевич, мать Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья А. Г. Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины. А. Г. Венецианов служил землемером при лесном департаменте.

Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского . В молодости писал лирические портреты - матери (), А. И. Бибикова (), М. А. Фонвизина ().

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОВЕТА АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ

Февраля 25 дня 1811 Пункт II: служащий при Лесном департаменте замлемером Алексей Гаврилов Венецианов, по представленному им живописному собственному портрету, определяется в Назначенные; программою же ему на звание Академика задается написать портрет с г. инспектора Кириллы Ивановича Головачевского. Протоколист: Скворцов На обороте: Избран в Академики 1811 года сентября 1 дня.

А. Г. Венецианов. Портрет жены художника Марфы Афанасьевны Венециановой

Современники о А. Г. Венецианове

П. П. Свиньин. Взгляд на новые отличные произведения художеств, находящиеся в С. Петербурге. 1824

Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких его сердцу и нашему, - и совершенно успел в том. Картины, написанные г. венециановым в сем роде, пленяют своею правдою, занимательны, любопытны не только для Русского, но и для самого мностранного любителя художеств…

В. И. Григорович. О состоянии художеств в России. 1826

Венецианов известен как портретист и живописец сельского домашнего рода. Он много произвёл прекраснейших вещей сухими красками. Его произведения нравятся верностью и приятностью красок и чрезвычайной точностью исполнения света и тени. Лучшие и, можно сказать, отличнейшие в своём роде произведения его суть: внутренность гумна, спящий мужичок, деревенское утро, семейство за чаем.

Галерея работ

Память

  • В 1955 году была выпущена почтовая марка СССР , посвященная Венецианову.
  • Тарас Шевченко упоминает А. Г. Венецианова в своей автобиографической повести «Художник».

См. также

Примечания

Библиография

  • Венецианова А. А. Записки дочери Венецианова. 1862.
  • Алексей Гаврилович Венецианов. 1780-1847: Венецианов в письмах художника и воспоминаниях современников / Вступ. статья, ред. и примеч. А. М. Эфроса и А. П. Мюллера. – М.; Л., 1931.
  • Савинов А. Н. Художник Венецианов / Художник П. И. Басманов . - Л.; М.: Искусство, 1949. - 140 с. - (Мастера русского искусства). - 5 000 экз. (обл., суперобл.)
  • Алексей Гавриилович Венецианов. 1780-1847: Альбом / Сост. М. В. Алпатов. – М., 1954.
  • Савинов А. Н. Алексей Гаврилович Венецианов: Жизнь и творчество. М., 1955.
  • Алексеева Т. В. Венецианов и развитие бытового жанра // История русского искусства. Т. 8. Кн. 1. М., 1963. С. 546-598.
  • Алексей Гаврилович Венецианов, 1780-1847 / Составитель альбома и автор вступит. статьи А. Савинов. - М.; Л.: Изогиз, 1963. - 72 с. - (Русские художники). - 30 000 экз. (обл., суперобл.)
  • Голубева Э. И. Школа Венецианова / Оформление Я. Д. Соснера. - Л. : Художник РСФСР , 1970. - 56, с. - (Народная библиотечка по искусству). - 20 000 экз. (обл.)
  • Алексей Гаврилович Венецианов: Мир художника. Статьи. Письма. Современники о художнике / Сост., вступ. статья и примеч. А. В. Корниловой. – Л.: Искусство, 1980.
  • Выставка произведений к 200-летию со дня рождения: Каталог / Государственный Русский музей / Авт. вступ. статьи и науч. ред. Г. В. Смирнов. – М., 1983.

Ссылки

  • Алексей Гаврилович Венецианов. Биография, творчество и картины художника
  • Венецианов Алексей Гаврилович. Биография и творчество художника на Artonline.ru
  • Венецианов, Алексей Гаврилович в библиотеке «Старатель»
  • Подушков Д. Л. Художник Венецианов А. Г. Жизнь в деревне. Смерть Венецианова. Краеведческий альманах «Удомельская старина», № 18, май 2000.
  • Подушков Д. Л. (составитель), Воробьев В. М. (научный редактор). Знаменитые россияне в истории Удомельского края. - Тверь: СФК-офис 2009. - 416 с.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 18 февраля
  • Родившиеся в 1780 году
  • Умершие 16 декабря
  • Умершие в 1847 году
  • Художники по алфавиту
  • Художники России XIX века
  • Жанровая живопись
  • Родившиеся в Москве
  • Жертвы несчастного случая
  • Умершие в Тверской губернии
  • Академики Императорской Академии Художеств
  • Погибшие в транспортных происшествиях

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Игры с мячом
  • Толстов, Павел Александрович

Смотреть что такое "Венецианов, Алексей Гаврилович" в других словарях:

    Венецианов Алексей Гаврилович - Алексей Венецианов Автопортрет, 1811 Дата рождения: 1780 Дата смерти: 1847 Национальность: грек Жанр … Википедия

    Венецианов Алексей Гаврилович - (1780 1847), русский живописец. Один из основоположников реалистического бытового жанра в русской живописи. Учился у В. Л. Боровиковского. В ранний период писал интимные лирические портреты, порой близкие романтизму (А. И. Бибиков, 1805 … Художественная энциклопедия

    ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович - (1780 1847) российский живописец. Один из основоположников бытового жанра в русской живописи (см. Венециановская школа). Создал отмеченный чертами идеализации поэтический образ крестьянской жизни, тонко передал красоту русской природы (бытовые… … Большой Энциклопедический словарь

    Венецианов Алексей Гаврилович - живописец (1780 1847). Пользовался уроками Боровиковского. Был почетным вольным общником Академии Художеств. В 1812 г. издавал, вместе с Теребеневым, политические карикатуры на Наполеона и его союзников. Был первым, по времени, русским… … Биографический словарь

Приближение искусства XIX века к непосредственному изображению окружающей жизни, увлечение работой с натуры нашло свое выражение и в педагогике Венецианова. Он создал школу художников, считавших повседневную реальную жизнь главным содержанием искусства.

Практическое владение перспективой, точное изображение реального предмета во всей его конкретности, написание портрета, пейзажа, интерьера было основой его педагогического метода. Обучение начиналось на ранних этапах развития художественного дарования ученика. Не исключались и общепринятые элементы профессиональной подготовки: в интерьерах мастерской и комнат Венецианова, написанных его учениками, можно увидеть гипсовые отливки известных античных статуй, живописные «оригиналы».

Одной из характерных черт метода стало стирание граней между живописными жанрами. Работы его учеников разносторонне изображают окружающее, отдавая дань бытовому портрету. Это изображение семьи или узкого дружеского кружка людей: люди пьют чай, музицируют или беседуют в уютных комнатах, в гостиной помещичьего дома, в мастерской художника. Интерьер представляет собой реальное, обжитое помещение, несущее отпечаток вкусов и привычек его обитателей.

Например, картина А. Алексеева « Мастерская А. Г. Венецианова», где в большой комнате, заставленной гипсовыми слепками, завешанной живописными этюдами, несколько юношей расположились работать с натуры и рисовать с гипса. Характерна и небольшая картина «В комнатах» К. Зеленцова с ее светлой живописью, мастерским решением отдельных уголков интерьера и поэтическим ощущением неторопливого течения будней, украшенных занятиями искусством и дружескими беседами.

Маленькая картина «Мастерская братьев Чернецовых» А. В. Тыранова передает своеобразную атмосферу петербургской художественной богемы начала XIX века, тонко описанной Гоголем в «Невском проспекте». В небольшой бедно обставленной комнатке на окраине города, освещенной тусклым светом неяркого северного дня, играет на гитаре молодой художник, а другой задумчиво слушает его, пристроившись на диване.

Одна из лучших работ такого рода — «Сборы художников на охоту» Е. Крендовского. Действующие лица этой сценки, разыгрывающейся в угловой комнате провинциального помещичьего дома, тоже портретны. Однако картина лишена портретной застылости, действия людей живы и непринужденны. Органично передана атмосфера привычных, радостных, несуетливых приготовлений. Правдива «сборная» обстановка «холостой» комнаты — простая, застланная одеялом кровать и большое зеркало красного дерева, не занавешенное окно и небрежно прикрепленная тюлевая штора, чубуки, ружья, бутыль ружейного масла на подоконнике и т. п.

Бытовой жанр также занимал венециановцев. Картина А. Денисова «Матросы в сапожной мастерской» изображает комнатку Адмиралтейства, где трое матросов обсуждают починку сапога. Здесь — все типичные качества бытового жанра: элементарность действия, почти лишенного динамики, пристальное внимание к реальному облику людей, ко всем деталям окружающей их обстановки. Прекрасно передан простой «натюрморт» из рабочих инструментов, аккуратно разложенных на свету у окна.

Не менее типичны картины Л. Плахова. Он писал и крестьян, но его более интересовал быт ремесленников, что было новым для русской жанровой живописи. В начале 1830 годов им было написано полотно «В кучерской Академии художеств». Картина производит впечатление неторопливого, вдумчивого описания изображаемой жизни. Все это сделано с большим знанием облика и привычек представленных в картине людей. Плахов не «снисходит» к своим героям, а как бы находится с ними на одном уровне.

Демократизм художника естествен и органичен. «Кузница» и «В столярной» отличаются прекрасным пониманием типов мастеровых своеобразия их труда, особенностей их быта. Манера исполнения этих работ более широкая и живописная. Трактовка темы динамичнее, хотя сюжет минимален, как и всегда. Чувствуется свободное владение жанровой темой, что связано с общим развитием реалистического искусства этого времени.

Усилия Венецианова-педагога породили и своеобразную школу русского национального пейзажа. Характерными его чертами являются непритязательность, но непременная типичность мотива, сельский характер последнего, крайняя непосредственность трактовки выбранного куска природы, включение в пейзаж несложных бытовых сценок.

Таково полотно А. Тыранова «Вид на реке Тосно» с высоким обрывистым глинисто-желтым берегом, поросшим кустарником. С большим знанием натуры написан изрезанный низкий левый берег реки, отражающий высокое голубое небо и белые облака. Характерно стремление передать состояние природы: эффект знойного летнего полдня со слепящим солнцем, при котором предметы почти не отбрасывают теней.

«Зима» Н. Крылова отличается еще большей непосредственностью изображения занесенной снегом реки в поросших темным лесом берегах. В картине есть элемент наивности, что ощущается в рисунке деревьев ближнего плана. Однако контраст четких силуэтов фигур и темных полос леса с ослепительной белизной света великолепно передает прозрачность, яркость солнечного зимнего дня.

Характерен путь, который прошли ученики Венецианова — А. В. Тыранов и С. К. Зарянко. А. Тыранов, автор «Кабинета художника Венецианова» и «Мастерской братьев Чернецовых», остался в истории русского искусства как портретист. Попав в 1830 годы под влияние вернувшегося из Италии К. Брюллова, он начал писать подражательные, романтические жанровые полотна («Итальянка с тамбурином»). Его портреты также обнаруживают влияние Брюллова, сказавшееся в романтизированной трактовке образа. К числу удачных работ Тыранова этой поры можно отнести портреты П. А. Плетнева, А. Алексеева, писателя И. Лажечникова.

Зарянко также принадлежит к числу тех учеников Венецианова, которые, попав в Академию художеств, усваивали господствующие там вкусы и приемы, стиравшие черты воздействия их первого учителя. Одно из ранних полотен Зарянко «Зал училища правоведения» еще близок венециановцам простотой замысла и вниманием к натуре. Но с середины 1840 годов в его портретах ощутимо стремление к внешней импозантности, соединенное с натуралистическим иллюзионизмом. Таков, например, « Портрет Н. В. Сокуровой».

Однако лучшие портреты Зарянко хранят психологическую убедительность и живописное мастерство, которые присущи общему уровню русского реалистического портретного искусства середины XIX века. Таковы портреты миниатюриста Ф. Толстого и М. Воронцовой. Зарянко известен как педагог Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где он способствовал развитию реалистических начал в методике преподавания, в понимании задач искусства.

В целом ученики Венецианова составили самостоятельное явление в русском искусстве середины XIX века. В их творчестве, как и в творчестве их учителя, — один из тех путей, которыми развивался реализм в русском искусстве первой половины XIX века. Окружающая действительность у венециановцев утверждалась как объект изображения, как содержание искусства, их творчество служило отысканию методов и приемов непосредственного отражения этой жизни.

Венецианова называют певцом крестьянской жизни. Крестьянская тема не соответствовала сложившимся эстетическим взглядам зрителей того времени, в котором жил художник. Его пристрастие к «низкому жанру» вызывало непонимание. Лучшие картины нашли своего зрителя лишь спустя десятилетия после смерти живописца.

Знакомство детей с творчеством Венецианова нужно начинать с дошкольного возраста. Предлагаю для детей познавательный материал о биографии и картинах художника.
Алексей Гаврилович Венецианов – создатель новой темы в русской живописи. Его творчество было самобытным, свободным и своеобразным. Он творил, повинуясь своему разуму, слушая свое сердце, и не стремился кому-либо угождать своими картинами.

Родился А. Г. Венецианов в Москве в 1780 году. Его предками были выходцы из Греции. Отец Гаврила Юрьевич был торговцем и видел в сыне своего продолжателя. Алексей с ранних лет срисовывал картины и писал с натуры. Бороться с увлечением сына было бессмысленным, и отец купил ему книгу «Любопытный художник и ремесленник». Из воспоминаний племянника художника Н. Венецианова известно, что у маленького Алексея был учитель Пахомыч, который научил его готовить краски, делать грунтовку холста и натягивать холст на подрамник. Учился Венецианов в частном пансионе, после окончания которого работал в Чертежном управлении.

Обратите внимание!!!

Благодаря этой хитрости Ваш компьютер после каждой перезагрузки будет в идеальном состоянии. Если компьютер настроен в соответствии с нашими рекомендациями, что бы не произошло с вашей операционной системой и файлами, его достаточно перезагрузить и он снова будет работать, как и раньше.

В 1802 году художник переехал в Петербург. В 1807 году он поступает на службу в Канцелярию почт. Там Венецианов познакомился со знаменитым портретистом В. Л. Боровиковским. Так начинающий живописец оказался в центре художественной жизни и в кругу известных русских писателей и художников. В тот же год он начал издавать первый в России юмористический листок «Журнал карикатур на 1808 год в лицах», запрещенный позже цензурой за сатиру на чиновников.

В 1811 году за представленный в Академию художеств автопортрет художник получил звание «назначенного». Эту ступень могли преодолеть все те, кто не учился в Академии. Через год Венецианов выполнил программу, получив звание «академика». В период Отечественной войны 1812 года Венецианов создал серию карикатур на французов и дворян-галломанов.

В 1815 году художник женился на девушке из дворянской семьи М. А. Азарьевой. Через год родилась дочь Александра, спустя три года – дочь Фелицата. В 1818 году семья Венециановых купила небольшое имение в Тверской области. Из воспоминаний дочери Александры:

«Крестьяне наши папеньку очень любили, и он заботился о них, как отец. У нас самый бедный крестьянин имел двух лошадей, но большей частью по четыре и по шесть…»

В Сафонково Венецианов писал картины крестьянской жизни и портреты. Эти работы, созданные с натуры, вошли в ряд нового художественного направления, основой которого стало правдивое отражение жизни. Вот, что он писал о трудном пути художника:

«кистью современного живописца часто управляют нужда и вежливость, а он вынужден отступать от истины и марать свои достоинства».

В 1820 году художник начал обучать талантливых крестьянских детей ремеслу живописца. Со временем сформировалась группа, известная как «школа Венецианова». Многих своих учеников учитель пристраивал в Академию художеств. Венецианов говорил своим ученикам:

«Таланты тогда развиваются, когда они ведутся по тем путям, к которым им природа назначила».

Он и сам шел путем, назначенным природой.

В 1824 году он выставляет «крестьянские» полотна в Академии художеств. Академический совет забраковал эскизы художника для конкурсной картины, которая открыла бы ему путь к званию «советника живописи».

В 1830 году Венецианов получил звание «художника государя императора». Ему было назначено ежегодное жалование в 3000 рублей и вручен орден св. Владимира 4-й степени.

В 1831 году умирает жена Марфа Афанасьевна, оставив на воспитание отцу двух юных дочерей. В 1833 году не стало отца Гаврилы Юрьевича. Содержание школы требовало непомерных расходов. За 20 лет школу прошли больше 70 учеников. Многие ученики стали известными художниками: Н.С. Крылов, Л. К. Плахов, А. В. Тыранов, А. А. Алексеев, Г. В. Сорока…

В Сафонково находили приют странники, монахи, иконописцы… Венецианов перестал выставлять свои картины. Ему пришлось заложить свое имение, браться за заказные работы: портреты и иконы для церквей. В последние годы он страдал от упадка сил, падал в обморок. 4 декабря 1847 года художник вез эскизы икон из Сафонково в Тверь. На спуске с горы лошадей понесло, и его выбросило из саней. Эта поездка закончилась трагедией.

«Захарка» 1825

Портрет крестьянского мальчика написан с реального человека. Захарка был сыном крестьянина Федулы Степанова. В образе Захарки художник показал маленького мужичка-труженика. Его одежда, шапка, варежки были не по размеру. Не по возрасту давали ему и работу. На плече мальчик держит топор.

Захарка работает с малых лет и знает, что от его труда зависит жизнь всей семьи. Глаза мальчика отведены в сторону, но сосредоточенный взгляд очаровывает простотой, естественностью, добротой. Мягкие черты лица, пухлые губы, огромные задумчивые глаза, поворот головы создают одновременно ощущение наивности и кажущейся взрослости, жестковатости. Вглядываясь в лицо крестьянского мальчишки, зритель понимает, что именно на таких простых тружениках держится мир.

Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворение Н. А. Некрасова «Мужичок с ноготок»

Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном.
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
- Здорово, парнище! - «Ступай себе мимо!»
- Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? - «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
- А что, у отца-то большая семья? -
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
- Так вон оно что! А как звать тебя? -
«Власом».
- А кой тебе годик? - «Шестой миновал…
Ну, мёртвая!» - крикнул малюточка басом.
Рванул под уздцы и быстрей зашагал…

Во время обсуждения стихотворения задайте ребенку несколько вопросов:

  • О ком рассказывает поэт Некрасов в своем произведении? (О мальчике)
  • Как его зовут? Сколько ему лет?
  • Что он делает в лесу? (Везет хворост)
  • Почему у Власа большие сапоги и рукавицы? (Одежду носили в бедной крестьянской семье все по очереди)
  • Как ведет себя Влас? Какой он? (трудолюбивый, важный, грозный, ответственный…)

Рассмотрите картину Венецианова «Захарка». Попросите сына (дочь) ответить на вопросы:

  • Кто изображен на этой картине? Сколько ему лет? (7-9 лет)
  • Что он сжимает в руке? (Инструмент)
  • Куда он идет? (Он идет на работу)
  • Почему мальчик работает? (Он живет в крестьянской семье. Крестьянские дети помогали родителям с раннего возраста)
  • Какие чувства ты испытываешь к герою картины? Какой он? (Серьезный, задумчивый, сильный, уверенный…)
  • Что общего в этих двух произведениях? (Главным героем стихотворения Некрасова и картины Венецианова является деревенский мальчик).
  • Чем похожи Влас и Захарка? (Влас и Захарка умеют трудиться. Они оба из крестьянской семьи, и, несмотря на малый возраст, много работают и считают себя взрослыми).
  • Как относятся к своим героям поэт Некрасов и художник Венецианов? (Некрасов испытывает к своему маленькому герою жалость и нежность, называя мальчика «мужичком с ноготок». Однако он восхищается его взрослостью и рассудительностью: «Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой, да я…». Чувства Венецианова к Захарке переданы в самом образе героя. Портрет полон эмоций: о чувстве взрослости говорит поворот головы и привычное обращение мальчика с инструментом, детский возраст выдают черты лица и величина одежды).

По окончанию знакомства с картиной можно предложить ребенку выучить стихотворение Некрасова.

« Спящий пастушок» (между 1823-1826)


Летний день. Ярко светит солнце, освещая своими лучами голубое небо, зеркальную речку, зеленые берега, лесистые холма, далекую пашню… Вот стоит ряд крестьянских домишек с огороженными частоколом огородами. Крестьянка несет воду с речки. Деревня живет своей незатейливой жизнью, которая тесно связана с природой.

На переднем плане изображен спящий сладким сном пастушок. На нем теплая домотканая одежда с красным пояском, на ногах лапти с онучами. Его правая нога вытянута вперед, руки расслаблены. В образе бедного пастушка видна гармония человека и природы.

Попросите ребенка описать картину. Задайте ему несколько вопросов:

  • Какое время года изображено на картине?
  • Как изображена природа?
  • Какое настроение передает художник нам, зрителям?
  • Что делает мальчик? (Спит)
  • Чем он занимается в своей жизни? (Пасет коров).
  • Из какой он семьи? Какая у него одежда? (Он одет в рубаху, порты и армяк).
  • Во что он обут? (в лапти с онучами).

Рассматривая одежду и обувь героя картины, родители должны обращать внимание на развитие словарного запаса ребенка. Необходимо объяснить ему значение старинных слов, вышедших сегодня из употребления, таких как армяк, порты, лапти, лыко, луб, онуча…

Слово «порты» означает длинные неширокие штаны, армяк – сшитый из армячины крестьянский кафтан. Кафтан – верхняя мужская одежда, похожая на халат. Армячина – шерстяная ткань.

Лапти – вид обуви, который использовался в каждой крестьянской семье. Их плели из липового лыка, из ивовой и дубовой коры. Лыко – молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье со всякого дерева. Луб внутренняя часть коры молодых деревьев. Онуча – кусок плотной суконной материи, навертываемый на ногу при ношении лаптей или сапог.

После обсуждения картины предложите сыну или дочери составить небольшой рассказ с использованием старинных слов.

Время создания портрета неизвестно.

Молодая девушка смотрит на мир открыто и робко. В живых глазах отражена чистая, невинная душа. Искренний взгляд манит загадочностью. Губы замерли в легкой улыбке. Ее каштановые волосы гладко зачесаны. Синяя косынка бережно обрамляет нежное лицо. Она не знает зла и тяжелой крестьянской доли, верит в добро, доверяет людям…

Это не измотанная трудом крестьянка, а юная красавица. Даже в том, как девушка держит руку, таится благородство манер, чувств. Художник изобразил образ, полный гармонии и юной прелести. Он уверен в том, что юная крестьянка несет в мир свет и заслуживает счастья в жизни.

«Жнецы» 1825

На картине представлена сцена из крестьянской жизни, которую художник наблюдал в поле, на жатвенных работах. Героями картины являются крестьянка Анна Степановна и ее сын Захарка. Жница остановилась отдохнуть, и в этот момент ей на руку сели две бабочки. Бросается в глаза ее печальный, усталый вид. В глазах кроется обреченность, на лице играет полуулыбка. Держа руку на весу, она показывает прилетевших красавиц своему сыну. Мальчик рассматривает их с удивлением и интересом. Он радуется жизни. Главная идея картины заключается в том, что крестьяне близки к природе, любуются ее красотой, проникаются ею.

Для более глубокого изображения тяжелой крестьянской доли художник использует отдельные детали: потемневшая от работы холщовая женская рубаха, сшитый из лоскутов сарафан, выступивший жар на лице жницы, обессиленные нежные руки, держащие серп, обветренные пальцы мальчика… Какой бы жестокой не была судьба, крестьянка стремится к красоте. Об этом напоминают ее скромные бусы.

«На пашне. Весна» 1820


Раннее утро. Молодая крестьянка в красном сарафане и нарядном кокошнике боронит пашню. Первый день пахоты был настоящим праздником. Крестьяне выходили в поле в своих лучших нарядах. Картина полна аллегорий. В образе женщины воплощена богиня весны. Она плавно ступает по пашне босыми ногами. Лошади, тянущие плуг, покорно повинуются своей хозяйке. На окраине поля играет младенец, одетый в одну рубашонку. Молодая мать любуется своим первенцем, доверив его матери-земле. Ребенок олицетворяет начало жизни. На распаханном поле видна пробивающаяся зелень. Вот рядом с высохшим корявым пнем растут молодые деревья. Вдали, словно по кругу, ведет за собой лошадей другая крестьянка. В этом простом сюжете предстает вечный круговорот жизни: обновление природы в связи со сменой времен года, ее рождение и увядание.

«На жатве. Лето» 1820


Картина представляет собой окно в большой мир крестьянских забот. Тянется до самого горизонта местами убранное ржаное поле. Желтая нива блестит от раскаленного солнцем воздуха. Вдали видны женские фигуры жниц. Идет своим чередом жатва — вяжутся стога.

На переднем плане сидит мать, кормящая грудью своего младенца. Его принесли покормить старшие дети. Рядом с женщиной лежит серп. Жница смотрит на спелое поле, прижимая к сердцу ребенка. Ее ждет работа, с которой нужно справиться в короткие сроки. В этой картине художник показал идиллию – красоту крестьянских будней и прелесть русской природы, скрыв все тяготы крестьянского труда.

Главная тема творчества Венецианова – человек на земле, его связь с природой. Художник показал на своих полотнах повседневные занятия крестьян, их быт, характеры, взаимоотношения с окружающим миром. Свою первую скрипку в живописи он сыграл мастерски. В этом и есть истинная ценность художника А. Г. Венецианова.

Уважаемый читатель! Приглашаю вас совершить экскурсию по творчеству русского живописца А. Г. Венецианова. Желаю вам и вашим детям приятных впечатлений и эмоций!