– это письменное размышление на указанную тему, которое в обязательном порядке должен сдать каждый 11-классник для допуска к Единым государственным экзаменам (ЕГЭ). В декабре 2018-2019 года школьники будут писать данный вид работы вот уже в 5 раз, ведь он был утвержден в России с 2014 года.

Обязательным условием хорошо написанного итогового сочинения является наличие аргументов – обоснований выбранной позиции, которые приводятся с опорой на произведения русской или зарубежной классической . Так какие же доводы помогут школьникам справиться с поставленной задачей в этом году?

Общие факты

Минимальный объем итогового сочинения равняется 250 словам, в то время как специалисты рекомендует писать больше – в среднем около 300-350 слов, чтобы раскрыть тему полно и всесторонне. Структура работы не регламентирована, однако практика показывает, что самое большое количество баллов получают такие письменные размышления, которые содержат 3 ключевых блока: вступление, основную часть и заключение с выводами. На написание сочинения отводится 3 часа 55 минут. Ребята имеют возможность обращаться к орфографическим словарям, которые должны наличествовать в кабинете в достаточном количестве.

Высшая оценка за итоговое сочинение – 10 баллов. Даже если школьник допустит 1 негрубую орфографическую ошибку, экспертная комиссия поставит ему максимально возможное количество баллов. Окончательная оценка зависит от того, насколько подросток учтет основополагающие критерии. К ним относятся:

  1. Соответствие теме. Важно писать итоговое сочинение только в контексте заданной темы/вопроса, не растекаться мыслью по древу и не переходить к рассмотрению сторонних проблем.
  2. Аргументация и привлечение литературного материала. Мало просто высказать определенную позицию – в своих доводах нужно также опереться как минимум на одно произведение русского или зарубежного классика. Важно продемонстрировать не только знание материала, но и умение его анализировать. При написании итогового сочинения 2018-2019 года простого пересказа или поверхностного упоминания произведений окажется недостаточно.
  3. Композиция и логика рассуждения. Здесь оценивается структурность работы и последовательность изложения. Рекомендуется, чтобы каждая новая мысль начиналась с нового абзаца. При этом основная часть должна быть больше по объему, чем вступление и заключение (в сумме последние блоки должны составлять около 1/3 всего текста).
  4. Качество письменной речи. В своем рассуждении ученику старшей школы понадобится использовать синонимы и различные речевые обороты, и, наоборот, избегать штампов и лексических повторов.
  5. Грамотность. Здесь проверяется наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.

Информация:

В этом году даты написания итогового сочинения определены так:

  • 19 декабря 2018 года (основная дата)
  • 6 февраля 2019 года (дополнительные сроки)
  • 8 мая 2019 года (дополнительные сроки)

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут .

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Направления и темы

Каждое итоговое сочинение должно быть написано в соответствии с определенной темой. Однако они раскрываются лишь за 15 минут до начала проведения испытания. Несмотря на это, возможность заранее подготовиться к написанию итогового сочинения в 2018-2019 году есть, ведь и педагогам, и их подопечным известны т.н. «глобальные направления». Окончательные темы, которые получат ученики, будут обязательно укладываться в рамки именно этих направлений.

Другими словами, темы просто окажутся более детальными, дробными, конкретизированными. Зато знание направлений позволяет сориентироваться и даже подобрать подходящие аргументы из литературных произведений отечественной школьной программы уже в настоящий момент. Всего направлений будет 5.

Отцы и дети

Аргументы для итогового сочинения 2018-2019 года по глобальному направлению «Отцы и дети» можно обнаружить в одноименном произведении И.С. Тургенева. Роман «Отцы и дети» является одним из самых подходящих для обоснования тезисов, связанных с проблемой «конфликта поколений». Представителями «поколения детей» выступают Евгений Базаров (главный герой) и Аркадий Кирсанов, а представителями «поколения отцов» – Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы.

В книге показано, как молодые люди, позиционирующие себя нигилистами (отрицателями общепринятых норм), обесценивают опыт взрослых людей, которых считают непрогрессивными традиционалистами. В свою очередь, старшее поколение также не стремится понять молодежь. В заключении автор развенчивает учение нигилизма и провозглашает единственный путь, благодаря которому возможно прекращение извечного конфликта, – это воссоединение родственников, научившихся любить друг друга после познания страданий.

Другие произведения для приведения аргументов к темам по направлению «Отцы и дети» в декабрьском сочинении 2018-2019 года:

  • Д.И. Фонвизин, пьеса «Недоросль»;
  • М.Ю. Лермонтов, поэма «Мцыри»;
  • Н.В. Гоголь, повесть «Тарас Бульба»;
  • А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка».

Мечта или реальность

Направление «Мечта или реальность» является глубоко философским, т.к. заставляет задуматься о переплетении самых заветных человеческих желаний и реальной действительности. Пример положительной героини, которая остается верна своей мечте и делает все возможное для ее осуществления, – это Марья Миронова из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Все, чего желает Маша, дочка коменданта Белогорской крепости, – жить спокойно и счастливо вместе с любимым человеком, которым становится офицер Петр Гринев. Однако девушке приходится преодолеть немало испытаний на своем пути, прежде чем она окончательно воссоединяется со своей любовью, ведь и Петр, и Маша попадают в самую гущу Пугачевского восстания. Несмотря на это, девушка не отрешается от мечты и не теряет силу духа. Даже тогда, когда надежда почти утрачивается, она берет судьбу в свои руки и отправляется к императрице Екатерине II с просьбой поспособствовать освобождению Петра. Благодаря бесстрашию Маша добивается осуществления мечты, а именно – становится супругой любимого мужчины.

Также аргументы к декабрьскому сочинению 2018-2019 года по направлению «Мечта и реальность» можно найти в следующих произведениях:

  • Ф.М. Достоевский, роман «Преступление и наказание» (Родион Раскольников как пример опасного мечтателя, которому следовало бы побояться своих желаний);
  • А.Н. Островский, пьеса «Гроза».

Месть и великодушие

Здесь ученик получит возможность сравнить самые разные стороны и качества человеческой натуры: доброту и злобу, милосердие и жестокость, миролюбивость и агрессивность…

Несостоятельность, негативность, мелочность, глупость и всеразрушающее начало мести было ярко показано А.С. Пушкиным в его романе «Евгений Онегин». Деструктивное чувство, которым загорается главный герой, приводит к тому, что он убивает на дуэли своего некогда хорошего друга – доброго малого Владимира Ленского. Одновременно с этим в произведении обнаруживается образец глубоко великодушного человека – речь идет про Татьяну Ларину, которая на протяжении всего романа ставит чувства окружающих ее людей выше своих собственных (например, в конце книги она отвергает влюбившегося в нее Онегина потому, что не может предать супруга).

Дополнительно аргументы по направлению «Месть и великодушие» для итогового сочинения 2018-2019 года можно найти в следующих книгах:

  • А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка» (Емельян Пугачев как человек, умеющий быть великодушным и благородным по отношению к тем, кто этого заслуживает);
  • М.Ю. Лермонтов, роман «Герой нашего времени» (часть «Княжна Мери» и, в частности, мстительность натуры Грушницкого).

Искусство и ремесло

Тема о предназначении творческого человека (писателя, художника, музыканта и пр.) является одной из основополагающих в литературе. Проанализировать феномен творчества и отразить важность созидательного труда можно благодаря произведению А.Т. Твардовского «Василий Теркин». В поэме показывается, как музыка поднимает дух и согревает душу тем, кто ее слышит, даже когда вокруг бушуют тяжелейшие военные времена. Однако музыка, позволяющая людям забывать о печалях, не существует сама по себе – ее несет в этот мир музыкант, которым здесь выступает гармонист Василий Теркин.

Также аргументы для тем по направлению «Искусство и ремесло» обнаруживаются у следующих авторов:

  • В. Короленко, повесть «Слепой музыкант»;
  • А.П. Чехов, рассказ «Скрипка Ротшильда»;
  • К.Г. Паустовский, рассказ «Корзина с еловыми шишками».

Доброта и жестокость

Данное направление частично перекликается с направлением «Месть и великодушие». Здесь акцент делается на важности гуманистического отношения к жизни вообще, к любой жизни, вне зависимости от того, кому она принадлежит.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой, Родион Раскольников, решает пойти на убийство старухи-процентщицы. Родион думает, что он лучше никчемной старухи, а, следовательно, имеет право избавить мир от ее существования. Однако когда герой совершает убийство, то осознает, что в действительности он хуже, во много раз хуже самой бесполезной и злобной из старух. Окончательно понять это ему помогает повстречавшаяся на жизненном пути Соня Мармеладова – образец доброты, добродетели и всепрощения. Благодаря ей Раскольников отказывается от бесчеловечных идей и меняет свое мировоззрение.

Другие примеры по направлению «Доброта и жестокость»:

  • Н.В. Гоголь, повесть «Шинель» (жестокости лицемерного и злого общества противостоит доброта, простота и безобидность Акакия Акакиевича);
  • М.А. Шолохов, роман «Тихий Дон» (черствость и жестокость могут возникнуть в душе человека под влиянием внешних обстоятельств, как и произошло с крестьянином-казаком Григорием, вынужденным отправиться на войну и начать убивать, чтобы не умереть самому).

Аргументы из книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок»

1. Проблема воспитания.

Родители маленькой Стеллы Нудольской из книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок» много работали и были очень занятыми людьми, но у них всегда находилось время, чтобы организовывать для ребенка интеллектуальные игры, обучать девочку языкам, рисованию и пению. На всю жизнь она запомнила важные правила «хорошего человека», который не боится трудностей, «развязывает все узлы сам» и умеет терпеть. Всё это помогло Стелле стать по-настоящему сильной, смелой и свободной.

2. Проблема роли литературы в жизни человека.

Главная героиня книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок» Стелла помнит, что важной частью жизни их семьи были книги. У них была прекрасная библиотека и традиция вечернего чтения вслух. Так складывались у ребенка представления о том, что книга – друг, советчик и поддержка в любых ситуациях. В дальнейшем в ссылке, в киргизском селе, эти чтения возобновятся для людей, объединенных общей бедой. Они будут слушать и стихи и поэмы А.С. Пушкина, и киргизский эпос «Манас». Так литература объединит людей разных национальностей и возрастов с различным жизненным опытом, образованием.

3. Проблема преодоления жизненных трудностей, стойкости и терпения.

Главная героиня книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок» Стелла Нудольская вместе с матерью подверглись репрессиям: их отправили в ссылку как членов семьи врага народа. Сложно было женщине, перенесшей костный туберкулез, справляться с тяжелой физической работой, страшно за судьбу дочери, но она ни разу не пожаловалась на боль или усталость. Именно стойкость, мужество и упорство матери помогли ей и Стелле выжить в нечеловеческих условиях и при этом остаться гордыми, внутренне свободными людьми.

4. Проблема милосердия.

Главная героиня книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок» Стелла помнит, как Южаковы, рискуя своей свободой, бескорыстно помогали выжить ссыльным, просто потому, что видели, как тяжело было женщине и ее дочери справляться с нуждой и болезнью. Южаковы приняли на себя заботу о Стелле и ее матери: лечили, кормили, помогали с переездом, привозили продукты. Это и есть пример сострадания.

5. Роль родительской любви.

Вспомним биографию Стеллы Нудольской из книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок». Женщина, перенесшая в жизни много бед, несправедливости и жестокости, с благодарностью вспоминает своих родителей, которые с любовью относились к ней, всегда поддерживали. В детстве они всегда уделяли дочери много времени: играли с ней, читали ей книги, учили её языкам. С детства усвоила Стелла многие истины, которые помогли воспитать характер, главная из них – «Рабство - это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя».

6. Проблема трудолюбия.

Примером трудолюбивого человека может служить Савелий Южаков из книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок». Этот человек всю свою жизнь посвятил тяжелому крестьянскому труду и детей с детства приобщал к работе: мальчики наравне с отцом пахали, сеяли, косили, девочки во всем помогали матери по дому. Кроме этого Савелий прекрасно вырезал по дереву, валял обувь, а жена и дочери пряли, шили. Усилия всей семьи давали свои плоды: хозяйство «южаков» было крепким, несмотря на трудности, коллективизацию, сложный климат.

7. Проблема поиска смысла жизни.

Вспомним книгу Ольги Громовой «Сахарный ребенок», повествующую о судьбе репрессированной семьи. Стелла, главная героиня произведения, не раз задумывается, в чем смысл жизни, каковы ориентиры, которым стоит следовать на жизненном пути. Воспитанная, несмотря на все трудности, свободным человеком, Стелла считает главной жизненной целью умножение добра. Перенесшая множество лишений, она и в пожилом возрасте не отказывается от активной жизненной позиции и участвует в сборе средств гуманитарной помощи пострадавшим от землетрясения людям.

8. Проблема борьбы за правду, справедливость

Обратимся к книге Ольги Громовой «Сахарный ребенок», в центре внимания которой находится судьба репрессированной девочки Стеллы Нудольской. Девочка даже под угрозой исключения из пионеров, что считалось в те годы позором, отказывается закрашивать чернилами в учебнике портреты Блюхера и Тухачевского, так как считает их достойными людьми, внесшими свой вклад в историю нашей страны. Это достойный поступок, показывающий силу характера героини произведения.

9. Проблема патриотизма

Вспомним книгу Ольги Громовой «Сахарный ребенок». Стелла Нудольская, главная героиня этого произведения, несмотря на трудности судьбы репрессированного еще в детстве и объявленного членом семьи изменника родины человека, остается верна своей Отчизне. У нее даже мысли не возникает об эмиграции, ведь она понимает, что страна – это не только вожди, правительство, но и народ, поэтому оставлять родную землю в трудную для Отечества пору нельзя, нужно служить людям и творить добро.

10. Проблема ответственности за нравственный выбор.

Ольга Громова в книге «Сахарный ребенок» размышляет о том, как правильно сделать нравственный выбор, чтобы не утратить самоуважения и не потерять человеческое достоинство. Стелла Нудольская, главная героиня произведения, беседует с матерью о том, почему врагами народа и кулаками объявляют честных и трудолюбивых людей, которые служили народу. В конце разговора девочка понимает, что при оценке людей нужно «слушать сердце» и думать самой, а не слепо верить громким словам, лозунгам, обвинениям и славословиям. Стелла приходит к выводу, что каждый сам должен выбирать, чью сторону он принимает, и отвечать за собственное решение.

11. Проблема дружбы

Обратимся к книге Ольги Громовой «Сахарный ребенок», в центре повествования которой находится судьба Стеллы Нудольской. Будучи репрессированной и оказавшись с матерью в далекой Киргизии, главная героиня произведения понимает ценность дружбы. Когда девочку за то, что она отказывается зачеркивать портреты Блюхера и Тухачевского в учебнике, исключают из пионеров, товарищи не оставляют её в беде. Сапкос и Фрида поддерживают Стеллу и остаются верными друзьями, несмотря на то, что их могли тоже осудить общение с ней.

Аргументы из повести Бориса Львовича Васильева «Летят мои кони…»

    Проблема любви к малой родине.

Проблему любви к малой родине поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор признаётся в том, что ему «сказочно повезло» родиться в Смоленске. С чувством гордости рассказывает прозаик об истории города, о людях, которые в нём живут, о дубе, сохранившем «вечно живую теплоту» прошлого. Рассказчик понимает, что на земле есть города краше, но именно Смоленск стал дорог, потому что он «колыбель детства».

    Проблема патриотизма

Проблему патриотизма поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор признаётся в том, что его любовь к Отечеству началась с уважения к истории родного города, с умения ценить традиции своей семьи и своего народа. Именно за Смоленск, где прошло детство, идет сражаться молодой лейтенант Васильев, понимающий, что «колыбель детства» невозможно отдать врагу.

    Проблема доброго отношения к окружающим людям

Проблему доброго отношения к окружающим людям поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор, рассказывая о своём детстве, вспоминает, что оно было «насыщено Добром». Помогать соседям, которым приходилось трудно, было нормой, за это не ждали похвалы или награды. Эта «простейшая форма добра» помогла рассказчику сформировать нравственные ценности, сохранить гуманность до пожилых лет.

    Проблема воспитания

Проблему воспитания поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор, рассказывая о своём детстве, демонстрирует, как его воспитывали родители, прививая ему «великое чувство повседневного бытового интернационализма», трудолюбие, трепетное отношение к книге, умение жертвовать необходимым ради людей. Родители своим примером показывали мальчику, как нужно жить, чтобы быть «вполне хорошим» человеком. Например, отец ни разу не позволил себе использовать служебную машину в личных целях, потому что считал такой поступок бесчестным.

    Влияние природы на человека

Проблему воспитания поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор рассказывает об огромном старом дубе, «самом древнем жителе» Смоленска. Красоту и величие этого дерева, хранящего историю веков, мальчик запомнил на всю жизнь. Именно этот дуб заставил его задуматься о роли истории в жизни каждого человека.

    Проблема роли детства, детских воспоминаний в жизни человека

Проблему роли детства, детских воспоминаний в жизни человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор, человек многое переживший, с трепетным чувством вспоминает тех, кто «одарил его детством и согрел собственным сердцем», потому что именно в детстве были заложены те черты, которые помогали выжить в трудные годы войны, которые сделали его творцом и человеком, ценящим превыше всего духовность.

    Проблема самопожертвования, любви к людям

Проблему самопожертвования, любви к людям поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор рассказывает о судьбе доктора Янсена, «святого города Смоленска». Этот человек посвятил свою жизнь бескорыстному служению людям. Врач в районе, где жила беднота, он работал без выходных и праздников, был всегда вежлив и терпелив. Доктор Янсен пожертвовал собой ради спасения двух мальчишек, которые во время игры провалились в канализационную шахту и могли задохнуться. На похороны этого достойного человека пришел весь Смоленск.

    Проблема роли искусства в жизни человека

Проблему роли искусства в жизни человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор видит функцию искусства в том, чтобы насыщать человеческую жизнь смыслом, учить людей сомневаться, чувствовать и страдать. Всё это, по мнению писателя, продлевает жизнь физическую и духовную.

    Проблема поиска смысла жизни

Проблему смысла жизни поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о том, как, пытаясь постичь цель собственного существования, он обращается к отцу с вопросом: «Зачем человеку столько отпущено?» И получает короткий, но ёмкий ответ: «Для работы». Именно этот разговор помог юноше уверовать в «необходимость упорного, ежедневного, исступленного труда». В этом видел он высокую цель, умножающую добро в мире.

    Проблема роли труда в жизни человека

Проблему роли труда в жизни человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своей семье, в которой трудились все. С раннего детства рассказчик помнит руки, обожженные выполотой травой, отца, который в свободное от службы время что-то чинил, восстанавливал, мать и тётку, вечно что-то штопавших и перешивавших. Для них человек, не желавший работать, «заведомо воспринимался с отрицательным знаком, если он здоров».

11/ Проблема духовности, моральных ценностей

    Роль литературы и чтения в формировании личности

Проблему литературы и чтения в формировании личности поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своей семье, главной ценностью в которой были книги. На всю жизнь мальчик запомнил, как по вечерам читали вслух классику, литературу, которую «читают, образно говоря, сняв шляпу». Так он открыл для себя Тургенева, Гончарова, Гоголя, Лермонтова… Произведения великих литераторов сформировали лучшие черты характера будущего писателя, при этом он «так и остался стоять на коленях перед Литературой».

    Проблема отношения к животным

Проблему отношения к животным поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор призывает читателей видеть в животном не забаву, не каприз, а помощников, необходимых людям и поэтому уважаемых. Именно тогда животные облагораживают человека, делают его добрее, требовательнее к себе самому. Главное – не забывать об ответственности перед братьями нашими меньшими и быть к ним милосердными. Именно таким можно назвать отца рассказчика, который кормил брошенных людьми собак, а те отвечали ему преданным служением.

    Проблема упорства в преодолении трудностей

Проблему упорства в преодолении трудностей поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своём отце, который никогда не бросал начатого дела, потому что верил: «всё дело лишь в желании да труде». Этому человеку всегда хватало сил преодолеть преграды. Например, он взял на себя обязанность чинить списанные автомобили, чтобы учить новичков водить машины. Не жалея времени, офицер работал, и ему удалось «вдохнуть жизнь в эти автотрупы».

    Проблема мужества и героизма

Проблему мужества и героизма поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своём отце, скромном и немногословном человеке, который в экстремальной ситуации проявил силу духа и смелость. Когда из-за неосторожности мальчика в гараже возник пожар, грозящий перекинуться на жилые дома, отец рискуя жизнью, вытащил уже загоревшуюся бочку с бензином, чем спас людей от огня.

    Проблема совести

Проблему совести поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своём отце, скромном и немногословном человеке, который, несмотря на то что имел право на личный автомобиль и в его распоряжении были три машины, никогда не использовал их в личных целях, потому что ему было совестно перед людьми, ведь техника и бензин были государственной собственностью.

    Проблема милосердия, умения жить не для себя

Проблему милосердия, умения жить не для себя поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своей бабушке, которая умела сочувствовать чужой беде. Например, когда она узнаёт, что одна из знакомых уже месяц живёт без света и примуса, отдаёт той свой керосин вместе с бидоном и нисколько не жалеет об этом.

    Проблема материнской любви

Проблему материнской любви поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своей матери, которая подарила ему жизнь, рискуя собственной, ведь её «сжигала чахотка». Этот подвиг материнской любви, самоотречения и жертвенности рассказчик пронёс через всю свою судьбу. С благодарностью вспоминает писатель о том, что мама научила его не жаловаться на жизнь, дружить с людьми, не обращая внимания на их национальность, читать классическую литературу.

    Проблема исторической памяти

Проблему исторической памяти поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор делится своими взглядами на роль памяти о предках в жизни каждого из нас. Прозаик считает, что не потеряли своей актуальности слова А.С. Пушкина о том, что нужно гордиться славою своих предков, а не уважать её – постыдное малодушие. Именно история связывает поколения, хранит традиции и «не позволяет человеку остаться варваром».

    Проблема роли учителя в жизни человека

Проблему роли учителя в жизни человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор с благодарностью рассказывает о своей первой учительнице, которая видела свой долг не в том, чтобы «нафаршировать» детей знаниями, изготовить из них будущих «роботов-специалистов», а в том, чтобы «воспитать Граждан Отечества своего». Именно она позволила детям прикоснуться к прошлому Родины, привила им любовь к истории.

21. Проблема влияния войны на судьбу человека

Проблему влияния войны на судьбу человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». Будучи участников ВОВ, Борис Васильев говорит о том, что тяжесть ее все равно невозможно сбросить с плеч. Это время называет обугленным листком биографии и считает своим долгом писать о том военном времени. Именно поэтому появляется повесть «В списках не значился». Это венок памяти на могилу самому близкому другу Николаю Плужникову. Военное поколение лишено было юности: ранняя ответственность сделала их молодыми взрослыми.

Аргументы из книги Дмитрия Сергеевича Лихачева «Письма о добром»

    Проблема поиска цели и смысла жизни

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что «увеличивать добро в окружающем нас мире» - самая высокая и достойная цель человеческой жизни. Ошибается тот, кто считает главной ценностью карьеру или материальный достаток, ведь все это можно утратить в один момент. А человек, который радовался каждому своему доброму делу, не теряет, а приобретает уважение и благодарность окружающих.

    Проблема чести и достоинства

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что каждый человек должен следовать мудрой народной пословице и беречь честь смолоду. Ведь в памяти людей живут наши поступки. Достойные будут в старости согревать сердце, а дурные не дадут спокойно спать по ночам.

    Проблема любви

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что любовь необходима, так как именно она делает человека лучше, помогает ему обрести мудрость. Однако это чувство не должно быть безотчетным, слепым. Нужно видеть недостатки любимого человека и помогать ему бороться с ними.

    Проблема правды, честности

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что ложь, хитрость всегда обращена против обманщика. Верность истине и справедливости академик считает высшим чувством. Мудрый человек не будет изворачиваться, правда дает ему самое ценное в жизни – спокойную совесть.

    Проблема патриотизма и национализма

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что нужно быть патриотами, а не националистами. Нет необходимости ненавидеть другие народы, если ты любишь свой. Истинный патриот должен знать и ценить историю своей страны, стремиться сделать все возможное для процветания Отчизны.

    Проблема доброго отношения к людям

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что необходимо быть открытым, терпимым к чужим недостаткам. В людях нужно искать хорошее. Это умение видеть в человеке «заслоненную» красоту обогащает духовно.

    Проблема обиды и мести

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что не стоит опускаться до обиды, ведь излишняя обидчивость – признак закомплексованности, поэтому необходимо научиться прощать и никогда не мстить, так как это позволяет человеку уделять больше внимания добрым чувствам.

    Проблема алчности, жадности

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что жадность – это «забвение собственного достоинства», отвратительное чувство, унизительное для человека, враждебное ему и окружающим. Алчность в отличие от разумной бережливости – болезнь, овладевающая умом.

    Проблема сохранения чистоты русского языка

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что язык – это показатель человеческой культуры, степени психологической уравновешенности, духовной силы. «Плюющиеся словами» люди травмируют окружающих, уверенный в себе человек не будет ругаться, употреблять жаргонизмов: он знает, что его слово и так весомо.

    Проблема проявления совести

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что совесть всегда исходит из глубины души, ей «в той или иной мере очищаются». Именно это чувство «грызет» человека за совершенные им дурные поступки. К тому же совесть никогда не бывает ложной. Поистине честный человек считает ее своим жизненным ориентиром.

    Проблема интеллигентности

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что человек обязан быть интеллигентным при любых обстоятельствах. В чем же проявляется интеллигентность? Она не только в знаниях, но и в способности понимать других, толерантно относиться к чужому мнению, почитании всех лучших традиций прошлого.

    Проблема зависти

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что зависть – это ужасное, разрушительное чувство, которое свойственно людям, не нашедшим свой путь в жизни, неуверенным и закомплексованным. Чтобы избавиться от зависти, необходимо развивать в себе неповторимые черты, стремиться быть самим собой.

    Проблема воспитания

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что воспитанный человек – это тот, «кто хочет и умеет считаться с другими». Мало прочесть и изучить книги о правилах этикета, нужно научиться заботиться об окружающем мире и людях, уважать прошлое своей страны.

    Проблема счастья

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что счастливым человека делает «духовная культура», ведь именно она наполняет жизнь людей смыслом. Самыми счастливыми можно считать тех, кто идет «дорогами добра».

    Проблема образования, просвещения

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что учиться нужно всегда, но особенно благоприятное время для получения хорошего образования – молодость. Знания растут и умножаются, поэтому необходимо самообразование, способствующее интеллектуальному росту и расширению кругозора.

    Проблема исторической памяти

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что молодые люди должны стремиться лучше узнать прошлое своей семьи, города, страны и всего мира. Однако этого мало: нужно еще и бережно хранить памятники культуры, предметы, оставшиеся от предков, чтобы донести до потомков историю. Ведь народ, забывающий о прошлом, не имеет права на будущее.

    Проблема влияния произведений искусства на человека

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что искусство облагораживает человека, раскрывает его душу для восприятия прекрасного, учит гуманности. Нужно только при обращении с великими произведениями быть «вооруженным знаниями», сведениями. Ведь знания – это сила, а искусство «недоступно бессильному».

    Проблема сохранения природы

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что законы экологии необходимо соблюдать, ибо их нарушение приведет к физической гибели людей. К тому же пейзаж каждой страны – это важный элемент национальной культуры, так как природа – «выражение души народа». Не беречь её – разрушать культуру своей страны.

    Вандализм, уничтожение памятников культуры

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что «запас памятников» культуры крайне ограничен и истощается с прогрессирующей скоростью. Поэтому, чтобы не быть «родства не помнящими», мы должны бережно относиться к культурной среде, иначе нам нечего будет оставить своим потомкам.

    Проблема милосердия и сострадания

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что человек должен быть заботливым, милосердным. Сострадание – это проявление нравственности, оно объединяет людей, заставляет их бороться за гуманность, справедливость, сохранение природы и прошлого своей страны. Это чувство помогает людям не очерстветь душой, поскольку оно было забыто, его необходимо возродить.

    Проблема ответственности ученого за открытие

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Академик убеждает юных читателей в том, что человек науки несет нравственную ответственность за свои открытия. В век машин и роботов, атомной энергии и биологического оружия ученые должны быть особенно осторожны и стараться не навредить окружающей среде и людям.

    Проблема памяти

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что память – это преодоление времени и смерти, поэтому «беспамятный – это неблагодарный, безответственный и неспособный на благородные поступки человек». Молодому поколению необходимо бережно относиться к памяти и знать, что она «наше богатство».

    Роль юности, молодости в судьбе человека

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что молодость – это время, когда человек обретает настоящих друзей, воспитывает в себе привычки, которые помогут или помешают ему в дальнейшем. Например, важно в юности привить трудолюбие, так как нет несчастнее «человека ленивого и избегающего усилий». Необходимо помнить, что совершенные в юности поступки будут греть сердце в старости, а дурные «не дадут спать».

Автор напоминает нам о том, что в порыве страсти, когда переполняют эмоции, единственное, что хочется сделать, это отомстить обидчику. Заставить его почувствовать то же самое, чтобы он осознал свою ошибку. Но В.А. Солоухин считает, что нет необходимости мстить человеку, который чем-то обидел. Искусственное разжигание уже забытой обиды может лишить человека радости, стать тяжким грузом. Я согласен с автором, но не во всем. Обиды бывают разных масштабов. На какую-то незначительную можно и закрыть глаза. Но бывает и так, что очень сильная обида не дает покоя и ни что не может ее усмирить кроме мести.

Достаточно вспомнить произведение М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова». Муж Алены Дмитриевны отомстил Кирибеевичу за то, что тот опозорил его жену.

Тем самым еще и отстоял честь своей семьи. Хотя и вся эта история закончилась плачевно, но месть была необходима. Подтверждением моей позиции может служить повесть Н.В Гоголя «Тарас Бульба». Отец отомстил сыну, убив его, за предательство не только своей Родины, но и семьи.

И в заключении хотелось бы сказать, что месть, конечно, не является положительным способом решения проблемы, но порой без нее трудно обойтись.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Детство

Что может быть прекрасное воспоминаний детства! Сколько уже написано об этом классиками русской литературы! Но странное дело: каждое новое поколение писателей вновь обращается к воспоминаниям детства и находит в них только свое сокровенное… «Счастливая, счастлива пора детства…» Эти слова Л. Толстого могут быть отнесены и к данным воспоминаниям

Человек живет для себя только в детстве. Только в детстве он счастлив своим счастьем и сыт, набив собственный животик. Только в детстве он беспредельно искренен и беспредельно свободен. Только в детстве все гениальны и все красивы, все естественны, как природа, и, как природа, лишены тревог. Все – только в детстве, и поэтому мы так тянемся к нему, постарев, даже если оно было жестким, как солдатская шинель.

Благотворительность

Сенсационные заявление сделал известный российский бизнесмен и один из богатейших людей планеты Владимир Потанин. Глава холдинга «Интеррос» решил, что после смерти все его состояние, которое оценивается в миллиардов долларов будет передано на благотворительные цели, главным образом на поддержку образовательных проектов.

Радость

На такие мысли меня наткнула книга английской писательницы Э. Портер « Поллианна». Героиню отец научил находить во всем положительные стороны. Он показал ей, что даже в неприятной ситуации можно обнаружить повод для радости. Например, когда бедной девочке благотворительное общество подарило костыли вместо куклы, она утешилась тем, что эти костыли ей не нужны. С тех пор Поллианна включилась в увлекательную игру: она начала искать радость во всех жизненных испытаниях, даже тех, когда «радоваться вроде бы и нечему».

Писатель

По моему глубокому убеждению, писатели всегда должны быть на гребне важны, должны оставаться преданным своему делу до конца своей жизни. Преодолевая невыносимую боль не выпускали пера из костенеющих рук Н. А. Некрасов и М. Е. Салтыков-Щедрин. Все, чем жил поэт, с потрясающей силой прозвучало в его предсмертных стихах. В стихотворении «Сеятели» Некрасов призывает: Сейте разумное, доброе, вечное! Сейте!

Искренность писателя есть его единственный пропуск в читательскую душу.

Мне представляется, что Писатель – Творец. Он создает мир, который не существовал ранее, и населяет его людьми, рожденными не женщиной, а им самим. Он управляет событиями в этом созданном им мире, он вяжет из событий истории, он заставляет солнце светить, когда он этого хочет, и присылает дожди и ненастья по собственной воле. У него огромная, божественная власть в мирах, сотканных им из собственной бессонницы, и значит, он должен быть справедлив, как высший судья. А справедливость – это победа добра.

Одиночество

Одиночество – это страшное наказание для человека в любом возрасте, тем более, когда наступает «осень жизни». В связи с этим вспомнились полные горечи строки из известного рассказа К. Паустовского «Телеграмма» Устами Катерины Ивановны автор гласит: «Не дай вам бог дожить до такой одинокой старости!»

15 лет Рабизон Крузо прожил один на необитаемом острове. Почему он не разучился говорить? Почему выжил? Победил одиночества?! Крузо помогало общение. «То был самый счастливый год моей жизни на острове. Ведь теперь я уже был не один, со мной был Пятница, и от этого я сделался храбрее…»

Добро, добрые дела

В рассказе « Крыжовник» Чехов пишет о том, что за дверью каждого счастливого должен стоять человек с молоточком и своим стуком напоминать о тех, кто несчастен, обездолен, нуждается в помощи. Мне кажется, таким «человеком с молоточком» был сам писатель. Правда, он не стоял за дверью, а сам заботился о нуждающихся, стремясь переделать и изменить к лучшему жизнь каждого из нас.

Как бы ни изменился окружающий мир, какие бы катаклизмы ни сотрясали наше общество, всегда будут существовать люди, которых Даль назвал праведниками. Такой является Матрена из рассказа «Матренин двор».

Всеми уважаемая Халима Ахматовна за годы работы в инспекции по делам несовершеннолетних многим подросткам помогла найти свое место в жизни. Где добрым словом и ласковым взглядом, где строгостью и безупречным своим поведением она вселяла в них надежду, заставляла их поверить в свои силы. Такие люди своим существом удерживают на должной высоте некую духовную планку, к которой всем нам тянуться и тянуться.

Культура языка

Считаю, надо сделать все, чтоб сохранить бессмертный дар природы. Во-первых, Правительство РФ должно заботиться о том, чтобы грамотно говорить по-русски стало престижно и выгодно. Во-вторых, ввести цензуру на отечественном телевидении, чтобы оно перестало тиражировать бескультурье. В третьих, наложить вето на издания, которые разрушают великий русский язык. В-четвертых, в семье, в детском саду и в школе воспитывать внимание, уважение к слову.

Слова К. Д. Ушинского: Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое.

В заключение обращаюсь к своим сверстникам: «Говорите по-русски, пожалуйста!»

Искусство

Леонардо до Винчи сказал, что хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представления его души. Думаю, оба мастера блестяще справились с данной задачей, вложив в портреты «Синтаксическая мадонна» и «Джоконда» весь свой опыт, всю свою мудрость. В этих шедеврах говорят не почерк, не удар кисти, а сердца великих художников. Они бессмертны, как бессмертны литературные герои: лучезарная Беатрисс, лучистая Джульетта и светоносная Татьяна Ларина…

Богатство

Отрадно то, что в истории России есть люди, которые запомнились не нажитом богатством, а истраченным. Это Савва Мамонтов, Третьяков, Щукин. Они жили не по принципу «кто кого переплюнет», их не распирало самодовольство. Все свое состояние они вложили в искусство. «Мое идея…-наживать для того, чтобы нажитое об общества вернулось бы также обществу (народу) в каких0либо полезных учреждениях…» - писал П. Третьяков. Разве это не пример, достойный для подражания для живущих «напоказ», для правителей, «напыщенных собой»?!

Одна из ведущих тем в повести О. де Бальзака «Гобсек» - власть денег над людьми. Располагая миллионами, не имея семьи, детей, Гобсек ведет аскетический образ жизни. Старому ростовщику деньги нужны не как средство приобретения а как способ проявить власть над окружающим

Ответственность

Проблеме ответственности родителей за своих детей много внимания уделяет ведущий телешоу «Пусть говорят» А. Малахов. Так, в одной из передач он озвучил историю трагической гибели двухлетней малышки. Девочка замерзла по вине родителей – пьяниц, по той же причине в другой семье повесился сын. Разве можно после этого их назвать родителями?!

Проблема ответственности нашла отражение и в русской литературе: в рассказе А. Платонова «Усомнившийся Макар», в повестях М. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца». Чувство ответственности за монстра, созданного в результате операции на бездомную собаку, заставляет профессора Преображенского предпринимать все, чтобы вернуть Шарика в прежнее состояние.

Очень ответственным человеком, настоящим хозяином леса был старший Минниханов, отец Президента РТ Рустама Минниханова. В ознаменование заслуг ему поставлен памятник (единственный в России!), сложена песня.

«Ты всегда в ответе за всех…» - напоминает нам из далекого прошлого и А. де Сент – Экзюпери в повести – сказке «Маленький принц». Не забывайте эту истину!

Фамилия

Имя, фамилия человека всегда вызывали неподдельный интерес у писателей, журналистов. Об этом свидетельствуют говорящие фамилии Фонвизина, Грибоедова, повесть «шинель» Гоголя, прекрасные книги автора данного фрагмента «Слово о словах», «Ты и твое имя». Героиня Астафьева (Агафья), назвав своего младенца Агафьей, считает, что в старинном имени сохраняется память о бабушке, которой за ум и доброту кланялась в ноги вся округа. А в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунина не упоминается ни имя, ни фамилия главного героя, не изображается его внутренний мир. По Бунину тот, кто не имеет внутреннего мира, не может существовать во внешнем, реальном мире. Зачем ему тогда имя, фамилия?

Подвиг

Спасая пассажиров троллейбуса из ледяной воды, Шаварш Карипетян рисковал своей жизнью. Но прославленный спортсмен думал не о личном благополучии, для него важнее было не «130 завоеванных медалей, а 20 спасенных жизней». Об этом статья Бочарова в журнале «Огонек». Сергей, герой повести В. Титова «Всем смертям назло», тоже рисковал жизнью, спасая товарищей по работе… Считаю, что самоотверженный поступок и Шаварша, и Сергея – это норма поведения людей с высоким чувством патриотизма, основанном на любви к своим близким, к своему дому, к своей стране, это подвиг.

Письмо, алфавит

Над проблемой будущего письменности размышляют в своих публицистических статьях и журналисты Казначеев, Костомаров, переводчица Н. Галь. Если первый обеспокоен тем, как бы не пришлось в близком будущем констатировать свершившийся факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит», то последние разделяют позицию автора данного текста.

Время

Да, сегодня цейтнот становится всеобщим. В публицистических статьях К. Паустовского, В. Солоухина, Жарикова и Кружельницкого, во многих средствах массовой информации даются советы, как сберечь время. Мне кажется, что все они сводятся к одному – только рациональное использование времени позволит человеку стать «властелином» своего дня.

Махонька, любимая героиня Ф. Абрамова, как раз из породы тех редких людей, которые научились преодолевать время. Оно может путешествовать из одной эпохи в другую…

Пониманием неумолимо бегущего времени наполнена и вся пьеса Чехова «Вишневый сад», начиная с первых слов Лопахина «который час?»

Мать

« О матерях можно рассказывать бесконечно!» писал М. Горький, рано лишившийся родительской ласки.

Тяжелую душевную драму переживала Катерина Ивановна, героиня рассказа Паустовского «Телеграмма». Она все ждала Настю, свою кровинушку. Боялась, что умрет, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты». Не дождалась она дочери. Только тусклая слеза, скатившаяся из-под закрытых век, свидетельствовала о её неутешном горе. Сможет ли Настя после этого жить спокойной совестью? Не знаю. Наверное, нет. Ведь именно она должна была сидеть у постели матери, она должна была проводить её в последний путь!

Шум

Недавно прочитал этюды заслуженного врача Айрапетова «Здоровье, эмоции, красота», где есть любопытный факт. Некий Качалкин 22 года спал, не просыпаясь. Известный умный Павлов, когда в городе стала тишина, подошел к больному и шепнул: «Вставай!» И что же вы думаете? Качалкин встал! Оказывается, он не выдерживал сильных раздражителей, любой шум вызывал активность тормозных структур. Эту тайну разгадал Павлов.

Историческая память

У кого нет памяти, у того нет жизни (В. Распутин). За последние годы меняет свой облик и Казань, превращаясь в современный мегаполис. Но сохранятся ли в городе памятники прошлого? К сожалению, факты показывают, что не всегда. Ярким примером бережного отношения к архитектуре начала 20 в. Является г. Троицк. В центре города прекрасно соседствуют старые одноэтажные купеческие дома и современные высотки, где расположены офисы, супермаркеты.

Замечательным памятником многострадальным, стойким женщинам, перенесшим все тяготы войны, является роман Ф. Абрамова «Братья и сестры». Гимном материнской любви, победившей смерть, звучит замечательная повесть В. Закруткина « Матерь человеческая». Потеряв всех хуторян, в том числе самых близких, мужа и сына, Мария осталась одна на «испепеленной, искромсанной, изуродованной войной земле». Ничего: ни смерть, ни огонь, ни раны – не могло остановить жизнь на этой земле. Героиня не только выстояла сама, но и взяла под свою защиту блокадных детей, которых нашла на дальнем поле, более того – подарила жизнь новому человечку – сыночку. Только в финале, когда появился луч надежды на то, что дети и животные в надежных руках, Мария позволила себе расслабиться...

Ревность

Именно она становится одной из причин расторжения брачных уз, более того – страшных трагедий, которые часто показывают в телепередачах «Пусть говорят», «Федеральный судья». Несколько лет назад всю деревню обошла шокирующая весть: наш сосед, обвинив жену в

измене, нанёс ей одиннадцать ножевых ударов и труп её три дня прятал в подвале. От этого «постоянно грызущего душу подозрения» страдает и наша семья. Отец, честный и трудолюбивый человек, отличный плотник, начинает нервничать, если мать чуть задерживается на работе. Он никак не научится «властвовать собой», хотя прекрасно знает, что мама верна ему.

В том, что ревность, один из людских пороков, разрушающий жизнь, мы убеждаемся, и читая поэму А.С.Пушкина «Цыганы». Ревнивый и злой Алеко, в порыве гнева вонзает нож сначала в соперника, затем – в Земфиру…

Война

О бесчеловечности войны и рассказ Л.Н.Толстого «Севастополь в мае(55)», в котором есть поразительная сцена. Объявлено перемирие. Солдаты воющих сторон стремятся друг к другу. А между тем 10-летний ребенок, увидев обезглавленный труп, в ужасе бежит…Неужели солдаты не обнимутся, как братья? Нет, снова льется безвинная кровь. Как видим, и Толстой, и ­­­­­­­­­­­­­­­ ____ рисуют войну как безумие, заставляющее усомниться в разуме людей.

Экология

Проблема отношения к родной земле привлекла внимание В. Белова. Автор пишет о своем детстве, о жизни в родном доме, где все знакомо и привычно, где « вильнула хвостом тропа», по которой ходил он много – много раз, где по – особому шепчут березки, где повсюду чувствуется теплота земли. Каждое слово автора проникнуто любовью, но в них же чувствуется и боль, ведь на смену цветущим сёлам приходят многоэтажные коробки, а шепот травы заглушает гул реактивного самолета. Проблема в том, что принять эти метаморфозы так сложно! Вот и вопрошает

Сегодня человек потребительски относится к окружающей среде. В результате исчезают с лица земли ценные породы деревьев, редкие породы птиц и зверей в том числе и уссурийские тигры, загрязняется воздух, высыхают озера и реки. Видя, как Земле наносится огромный ущерб, писатели не могли остаться безучастными. Взаимоотношения человека и природы стали объектом размышлений С. Залыгина, В.Распутина, В.Астафьева, в.Белова. Писателем-заступником за природу стал и М.Алексеев, лауреат Государственной премии.

Честь

Учат жить по совести в известные литературные герои. Это Петр Гринев, свято выполняющий завет отца. Это Андрей Болконский, идущий своеобразной дорогой чести. Честь является святым понятием и для героев романа М. Булгакова «Белая гвардия». Как бы трудно ни было, они не сдают свои нравственные позиции, хотя дорогой ценой платят за возможность оставаться благородными людьми в сошедшем с ума мире.

казанец Асгат Галимзянов, который всю свою жизнь большую часть доходов семьи перечислял и перечисляет в детские дома, за что при жизни ему поставили памятник на одной из улиц столицы РТ. Считаю, что именно на таких людях держится мир, ибо для них понятие чести – главное качество человеческой души.

Знание, ограниченность

Человек, расширяя круг своих знаний, тем самым увеличивает мир неопознанного. Недаром великий Сократ сказал: «Теперь я знаю, что ничего не знаю, и многие этого не знают!»

Предательство, дружба

мне кажется, прекрасным подтверждением противоречивости человеческих поступков является повесть В. Быкова «Сотников» Сотникова и Рыбака отправляют на ответственное задание. Несмотря на очевидную опасность, Рыбак не бросает напарника, помогает ему идти. А попав в плен, он начинает думать лишь о том, чтоб выжить. Достойной смерти Рыбак предпочел жизнь ценою предательства.

Пусть дружба, одна из важнейших ценностей в жизни человека, не заканчивается предательством!

Талант

Талант – это как оружие, скажем, как топор или нож, или можно созидать, строить дом, вырезать прекрасные изделия или убивать. Возьмем хотя бы Шекспера. Он не боялся изображать темные стороны человеческой натуры, но при этом у него никогда не смешивалось доброе и злое, от чтения его произведений всегда остаются светлые ощущения, вера в то, что добро все ровно торжествует над злом. Высшее у него никогда не принимается за низшее. И вообще настоящий талант никогда не будет воспевать зло.

Не перевелись таланты и у нас. Элина, студентка I курса КГМУ, одержала победу в республиканской олимпиаде по химии «Будущее медицины». С 2008 года она получает специальную премию Благотворительного фонда «Русский стандарт» Она также стала обладательницей премии от «Татфонтбанка» в рамках республиканской акции «100 талантливых детей села».

Вера в себе

Недавно мы прослушали кассету с выступлением известного бизнесмена Прищепы. Когда его жена, сидящая с ребенком, заявила о своем желании ехать в Венгрию н7а бизнес - семинар, в семье разразился крупный скандал…Из Венгрии она приехала преобразившейся. Первая удача жены окрылила мужа-скептика, вселила в него вера в себя. Победив страх, пройдя через огонь, чета Прищепы сегодня добилась бриллиантового уровня и делится своим опытом работы. Елена, когда-то не умевшая произнести тост за столом, превратилась в бизнес – леди.

Жизненные испытания

ВИЧ–инфицированная Светлана Изамбаева, узнав о своей болезни, не ныла, не устраивала истерик. Мужественная девушка старалась настроиться на выздоровление и полноценную жизнь! Сегодня как руководитель группы «Настроение» Светлана оказывает помощь женщинам, попавшим в сложные ситуации, из которых трудно выбраться самим.

Недавно мой брат, самый близкий мне человек, серьезно заболел. Болезнь превратила его совсем в другого человека. Он научился любить себя! Болезнь научила его жить, отдыхая, а не бежать сломя голову мимо жизни. Она напомнила ему о существовании богатого мира оттенков, цвета, вкуса, отношений, природы и чувств. Научила радоваться жизни здесь и сейчас. Болезнь повернула его лицом к себе. Он понял простую истину: как можно сострадать другому, не научившись сострадать себе?

Спор

Примером высочайшего полемического мастерства служит переписка царя Грозного и князя Курбского. Между Бором и Эйнштейном шел 40 летний спор.

Моя мама – мудрый человек. Она лично для себя вывела правило трех «у»: убеди, уступи, уходи. В любом спорном случае попробуй убедить оппонента в своей правоте. Не можешь убедить - уступи, а вдруг он прав. Не хочешь уступить, уходи, дальнейшие общение с ним не принесет удовольствия.

Книга

Многие писатели только благодаря книгам «выжили» в обществе и стали великими личностями. Например, И. Бунин, М. Горький. Последний же, исходя из собственной жизни, писал: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку». Любящие читать есть и сегодня. Например, выпускник нашей школы Азат с детства любил книги и посвятил им очень много времени. Результат такой деятельности не заставил ждать долго: он поступил в Казанский Государственный университет и продолжает хорошо учиться. Я стараюсь с него брать пример и в свободное время читаю книги, особенно занимательные.

Месть, прощение

Оскорбленное человеческое достоинство, жестокость способны вызвать ответную реакцию – месть. Что же такое месть? Это намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду. Но не все так просто, ведь месть – это сложнейшее и противоречивое явление в жизни общества.

Однако стоит заметить, что проблема мести связана не только с военными событиями, и существует не только в мире взрослых. Месть или отказ от мести – это выбор, перед которым может оказаться каждый из нас. В связи с этим вспоминается мне рассказ Солоухина «Мститель». В душе героя-рассказчика идет борьба между желанием отомстить и нежеланием бить доверчивого приятеля. В итоге ему удается разорвать порочный круг, и на душе становится легко.

Так, мстить или отказаться от мести. Я думаю, что поверженного, повинившегося врага стоит простить, памятуя, что «высушить одну слезу – больше доблести, чем пролить целое море крови».

Слабый никогда не прощает. Прощать - свойство сильного (М.Ганди индийский политик)

Писатель. Счастье писателя

Нет двух абсолютно одинаковых человеческих миров. Каждый человек по-своему переживает любовь, ненависть, зависть и по-разному истолковывает эти понятия. Та же история и с понятием счастье. Да, писатели, делясь своим жизненном опытом, страданиями и надеждами, учат читателей жить, предостерегают от ошибок, вселяют в них надежду… Разве не в этом писательское счастье?! Думаю в этом. А мы, читатели, усваивая крупицы счастливой души, получаем энергию для борьбы за собственное счастье. А. Грин, умирающий от голода, пишет феерию «Алые паруса» , которая до сих пор утверждает преданность мечте и способность человека творить чудеса собственными руками. Талантливый актер П. Луспекаев на двух протезах создает обаятельнейший образ весельчака Верещагина, лихо преодолевающего все препятствия на своём пути. Это примеры того, как преданность делу жизни делает людей счастливыми вопреки всем испытаниям.

Компьютер

Компьютер – одно из самых значительных достижений человеческой мысли. Его влияние на развитие научно-технического прогресса трудно оценить. Компьютеры незаменимы в банковском деле, в сфере образования, в правоохранительных органах. И это далеко не все сферы применения компьютеров. Сайтов во Всемирной книге много, любой желающий может разместить в ней свою информацию. Но любая информация, считаю, должна учитывать менталитет, национально обусловленную систему ценностей Может быть, в сайте политических деятелей автор увидел известного человека в неудобной позе? Или популярную артистку, выступающую в сауне? Или жестокое преступление? Вопрос остается открытым. Но я уверен, что Интернет помогает постичь мир. Я сам часто использую его в учебных целях: при подготовке к ЕГЭ, при ведении научно-исследовательской работы.

Не станет ли виртуальная жизнь будущей социальной нормой? Думаю, нет, не станет. Дело в том, что русский человек ко всему новому относится с подозрением, с опаской. Так было, когда появилась фотография. Думали, что фотография заменит картину. Один из героев художественного фильма « Москва слезам не верит» говорит из 60-х годов прошлого века о грядущем, в котором будет одно сплошное телевидение. Как видим, не оправдались прогнозы. Фотографии и картины, телевидение и книги существуют параллельно. Думаю, только единицы будут жить в нескольких виртуальных мирах. Уверен: большинство, разумно используя Интернет-ресурсы, не покинет мир подлинный ради мира призрачного.

Телевидение

Уверен, что телевидение никогда не вытеснит книгу, как фотография в свое время не вытеснила творения великих художников. Они будут существовать параллельно, взаимно дополняя друг друга.

Роль книги в развитии личности уникальна. Я люблю смотреть интеллектуальный шоу «Умницы и умники». Невольное восхищение вызывают у меня ведущий Вяземский и участники игры. Сколько литературы надо «перелопатить», чтобы быстро и точно ответить на поставленные вопросы! Зато победитель поступает в МГИМО без экзаменов! «Всем хорошим.. обязаны книгам» и участники игры «Что? Где? Когда?» - духовная элита страны. Это мой ответ тем легкомысленным людям, которые считают необязательным чтение книги, когда можно посмотреть экранизацию.

Наука

И среди нас есть люди, которые посвятили свою жизнь исследованиям, изучениям в разных областях науки. Например, наш земляк Низамов Гимай собирает архивные материалы об истории деревень Кукмора, их граждан, изучает быт и традиции народа, жившего в этой местности. Его деятельность вызывает у меня уважение и восхищение. А в школе работает кружок астрономии, где ученики могут с помощью телескопа наблюдать за звездами, смотреть на луну, изучать траекторию движения спутников. Одним словом, при желании условия созданы, чтобы начать свои «маленькие» исследования.

Интеллигентность

Думаю, что любой мыслящий человек хотя бы раз задумывался о том, кого следует считать истинно интеллигентным человеком. Если обратиться к словарю, то можно прочитать, что интеллигент – это человек, имеющий высшее или среднее специальное образование и работающий в сфере умственного труда. Однако Д. С. Лихачев в корне не согласен с таким определением. Он считает, что истинно интеллигентным можно назвать человека, который тонко чувствует другого и ведет себя так, чтобы всем рядом с ним было комфортно.

В какой бы ситуации я ни оказалась, постараюсь вести себя интеллигентно! Интеллигентно в понимании Лихачева: не проявляя грубости, злорадства, зависти, оценивая другого по достоинству. Этому учит текст.

Музей

Музей семьи Степановых здание специально построено. Перед ним – сквер. В сквере Вечный огонь, рядом бюст Героя Советского Союза Александра Степанова.

С цветами идем в музей. В музей ее семьи, Валентины Михайловны, что она сейчас чувствует?

Наверное, это единственный такой музей на земле, как единственна эта семья, девять сыновей из которой отдали жизнь за нас. Здесь, в окружении Степановых, нельзя фальшивить. Это значило бы обманывать их, предавать смысл их жизни и гибели, это значило бы, что ты живешь другими, потаенными чувствами, но тогда зачем приходить сюда?

Молодежь

Будущее любого общества зависит от молодежи. От того, научится ли молодое поколение самостоятельно решать свои проблемы, научится ли выступать в качестве полноправного субъекта политических отношений. Эта общественно значимая проблема часто поднимается в средствах массовой информации, в том числе и в данной статье. Нынешняя российская молодежь прагматична. Не менее четверти молодых людей в качестве своего жизненного кредо выдвигают карьерные устремления и приобретение богатства. Думаю, те, кто поддался «призам», акциям, карьерным продвижениям, не смогут быть надежной опорой той или иной политической партии. На них нельзя рассчитывать и на выборах, на которых каждая партия старается набрать как можно большее количество голосов.

Знание языка

Прочитав размышления Битова, я понял, что знание языков обогащает духовный мир человека, расширяет его кругозор и повышает культурный уровень. Невозможно полностью понять другой народ, его культуру, быт, традиции, не владея его языком. Вообще, знание языков ценилось во все времена и во всех государствах, даже в Древнем Египте. Толмачи занимали привилегированное положение, обеспечивали взаимопонимание между различными народами и способствовали развитию торговли. А в XVIII – XIX веках изучение иностранных языков превратилось привилегию дворянского сословия. Знание языков всегда будет востребовано, особенно в наше время, когда свободно можно пересекать границы государств. Владение другими языками поможет успешно вести свою профессиональную деятельность

Мстить или отказаться от мести? Над таким вопросом задумывается В. Закруткин.
Проблема, рассматриваемая автором актуальна, потому что касается каждого из нас, ведь все мы когда-либо сталкивались с этим низким человеческим чувством, чувством мести. Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни русской крестьянки Марии и молодого немецкого солдата. Девушка проявляет милосердие к раненому бойцу и оставляет ему жизнь, что свидетельствует о ее добром нраве и способности к состраданию. Автор сочувствует своим героям. Симпатии его явно на стороне главной героини.
В. Закруткин считает, что не стоит бездумно и безрассудно мстить человеку только по причине принадлежности его к какой-либо социальной группе. Ведь он может оказаться совершенно непричастен к тем плохим деяниям, которые совершают его соратники.
Я согласен с позицией автора и также считаю, что месть не всегда уместна и необходим индивидуальный подход при решении вопроса: «Мстить или не мстить?».
В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Русские солдаты обогревают и кормят Рамбаля и Мореля, а те, обнявшись с ними, поют песню. И кажется, что звёзды радостно перешёптываются друг с другом. Возможно, они восхищаются благородством русских солдат, выбравших вместо мести сочувствие к поверженному врагу.
Такова же и позиция писателя Гроссмана в произведении «Жизнь и судьба». Да, война несёт смерть. Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить бывшему врагу, который безоружен и страдает.
Таким образом, месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый из нас. Не стоит поддаваться сиюминутным эмоциям, а постараться обдумать все последствия и принять взвешенное решение.

Текст, на основе которого написано сочинение:

(1) Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. (2) На земляном полу погреба, прислонившись к низкой кадушке, сидел живой немецкий солдат. (3) В какое-то неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался её, и поняла, что он безоружен.

(4) Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдави­ли сердце, тошнотой прихлынули к горлу. (5) Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу ху­торян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки, и их, палачей-фашистов, одетых в серые мундиры с чёрной лентой на рукавах. (6) Теперь здесь, в её, Мариином, погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гадёныш, одетый в такой же серый мундир, с такой же чёрной лентой на рукаве, на которой серебрились такие же чужие, непонятные, крючковатые буквы…

(7) Вот и последняя ступенька. (8) Мария остановилась. (9) Сдела­ла ещё шаг вперёд, мальчишка-немец шевельнулся.

(10) Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не ви­деть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услы­шала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом:

Мама! Ма-а-ма!..

(11) Слабый крик множеством раскалённых ножей впился в грудь Марии, пронзил её сердце, а короткое слово «мама» заставило содрог­нуться от нестерпимой боли.(12) Мария выронила вилы, ноги её под­косились. (13) Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слёз мальчишеские глаза…

(14) Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. (15) За­хлёбываясь от рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. (16) Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам, едва закон­чив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.

(17) Мария молча плакала. (18) Смерть мужа и сына, угон хуторян и гибель хутора, мученические дни и ночи на кукурузном поле - всё, что она пережила в тяжком своём одиночестве, надломило её, и ей хотелось выплакать своё горе, рассказать о нём живому человеку, первому, кого она встретила за все последние дни. (19) И хотя этот человек был одет в серую, ненавистную форму врага, но он был тяжело ранен, к тому же оказался совсем мальчишкой и - видно по всему - не мог быть убийцей. (20) И Мария ужаснулась тому, что ещё несколь­ко минут назад, держа в руках острые вилы и слепо подчиняясь охва­тившему её чувству злобы и мести, могла сама убить его. (21) Ведь только святое слово «мама», та мольба, которую вложил этот не­счастный мальчик в свой тихий, захлёбывающийся крик, спасли его.

(22) Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца, слегка надорвала её, обнажила узкую грудь. (23) На спине была только одна рана, и Мария поняла, что вто­рой осколок бомбы не вышел, засел где-то в груди.

(24) Она присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая ру­кой его горячий затылок, напоила молоком. (25) Не выпуская её руку, раненый всхлипнул.

(26) И Мария поняла, не могла не понять, что она - последний че­ловек, которого обречённый на смерть немец видит в своей жизни, что в эти горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии, заключено всё, что ещё связывает его с людьми, - мать, отец, небо, солнце, родная немецкая земля, деревья, цветы, весь ог­ромный и прекрасный мир, который медленно уходит из сознания уми­рающего. (27) И его протянутые к ней худые, грязные руки, и полный мольбы и отчаяния угасающий взгляд - Мария и это поняла - вы­ражают надежду, что она в силах отстоять его уходящую жизнь, отогнать смерть…
(По В. Закруткину)