Зарождение русской драматургии можно отнести не столько к постановкам придворного театра при Алексее Михайловиче (1672-1676), т.к. по существу это были инсценировки Священного писания, сколько школьной драме. Ее основоположником считается ученый-монах Симеон Полоцкий, писавший пьесы на основе Библейских сюжетов.

Российская драматургия начала активно развиваться в XVIII столетии и в основном следовала европейской драме. Первым представителем русского классицизма был А.П. Сумароков, сыгравший большую роль в становлении и развитии русского театра. Трагедии Сумарокова написаны в основном на исторические темы. В них главные герои были скорее носителями неких идей, чем конкретными историческим персонажами. В противоречие классицизму он вводит вместо рассказа о событиях, происходящих за сценой, их прямой показ. Он также вводит междуактный занавес, звуковые эффекты. Речь стремится приблизиться к разговорной. Тем не менее, его ориентация на законы классицизма и, в частности, на творчество Мольер, а весьма ощутимы. Вершиной развития классицистской драматургии стало творчество Д.И. Фонвизина. С другой стороны, он может считаться родоначальником нового направления в русском театра - критического реализма. В технологию драмы он не внес ничего существенного, но впервые показал достоверную картину русской жизни, именно на этом, в дальнейшем, будет основываться национальный художественный метод.

Во второй половине XVIII в. комедийный жанр получает широкое развитие. Драматурги Я.Б. Княжнин, В.В. Капнист, И.А. Крылов развивают новое направление - сатирическую комедию, в которой критикуют дворянское общество и его пороки. Н.Н. Николев и Я.Б. Княжнин создают «политическую трагедию». В это же время возникает «слезная комедия» и «мещанская драма» представляющая на русской сцене новое направление - сентиментализм. Яркими представителями этого направления стали В.И. Лукин и М.М. Херасков. Значительное место в репертуаре русского театра начала 70-х гг. XVIII занимает комическая опера. Она не похожа на оперные представления, в сущности, это была драма, включающая различные вокальные номера, сольные, хоровые и танцевальные сцены. Героями являлись крестьяне и разночинцы.

В начале XIX в. драматургия русского театра многообразна и пестра. Героико-патриотическая тема превалирует в период наполеоновских войн и тогда же создается новый театральный жанр, получивший название «народно-патриотический дивертисмент». Общественно-политические проблемы, волновавшие передовые дворянские круги, нашли свое отражение в трагедиях В.А. Озерова. Основу их успеха составила политическая актуальность. Комедийный жанр в перовой четверти XIX в. представлен сатирической комедией (И.А. Крылов, А.А. Шаховский, М.Н. Загоскин) и «благородной» или «светской» комедией (Н.И. Хмельницкий). В XIX в. в драматургии еще соблюдаются традиции просветительской драмы, правила классицизма, но одновременно в нее начинают проникать сентиментальные мотивы. В первой четверти, накануне декабристского восстания возникает новая драматургия прогрессивного направления. Наиболее яркие представители этого направления - А.С. Грибоедов. Особую страницу в истории русской драматургии занимает творчество А.С. Пушкина, оказавшего решающее значение на всю последующую историю театра.

К середине XIX в. романтизм в русской драме был представлен творчеством М.Ю. Лермонтова, но в это же время особое распространение получает мелодрама и водевиль (Д.Т. Ленский, П.А. Каратыгин, Ф.А. Кони). Наиболее популярными становятся водевили «с переодеванием» - это были в основном переделанные на русский лад французские водевили. На Александрийской сцене в 40-е гг. в сезон ставили до 100 водевилей. Сентиментализм и романтизм были слишком короткими периодами в истории русской драматургии. От классицизма она сразу же шагнула в реализм. Представителем нового направления - критического реализма - в драматургии и театре стал Н.В. Гоголь. Он так же вошел в историю театра и как теоретик, настаивавший на реалистической эстетике и нравственно-воспитательной роли театра, общественном характере конфликта в пьесе.

Постепенно реализм становиться доминирующим стилем в театре второй половины XIX в. Ярким представителем этого направления является А.Н. Островский. Его пьесы стали основой репертуара русского театра и в его, и в последующее время. Островским написано 47 пьес, это - исторические пьесы, сатирические комедии, драмы, «сцены из жизни», сказка. Он вводит новых героев в драму - купец-предприниматель; ловкий, энергичный, умеющий наживать капитал авантюрист; провинциальный актер и т.д. В конце жизни, являясь одним из директоров Императорских театров, отвечающим за репертуар, он внес много полезных перемен в развитие русского театра. На рубеже XIX-ХХ вв. на театр одновременно имеют сильное влияние революционные и народнические идеи, вместе с тем и буржуазные вкусы. В это время получают широкое распространение французские комедии Лабиша, Сарду. Наиболее репертуарными отечественными драматургами становятся В. Крылов, И. Шпажинский, П. Невежин, Н. Соловьев писавшие на модные темы: любовные перипетии между представителями различных классов. Л.Н. Толстой открывает новую страницу в русской драматургии. Его непростая, личная попытка поиска истины, путей добра и общей справедливости, закономерно окончившаяся анафемой, нашла свое отражение в ряде пьес. В них он строит конфликт на столкновении правды человеческой и правды «официальной».

Россия в ХХ веке стала задавать тон не только в драматургии, но и в театре. Это в первую очередь связано с творчеством МХТ и того круга драматургов, с которыми он был связан. Русский театр дал миру целую плеяду замечательных драматургов. Среди них первое место несомненно принадлежит А.П. Чехову. Его творчество знаменует собой начало качественного нового этапа в истории уже не только русского но и Европейского театра. А.П. Чехов, хотя считается более символистом, имеет тем не менее, некоторые натуралистические характеристики в своих пьесах и часто, в свое время, интерпретировался как натуралист. Он принес новый тип конфликта в драматургию, новый тип построения и развития действия, создал второй план, зоны молчания, подтекст и многие другие драматургические приемы. Его влияние на драматургию ХХ в. (особенно русскую) весьма значительно.

Горький А.М. не ограничился только лишь постановкой социальных проблем. Он заложил основы нового художественного метода в искусстве - социалистического реализма. Свои революционные идеи он излагал с романтическим пафосом, воспевающим стихийный, в сущности богоборческий, бунт бунтаря-одиночки. Явно призывая к свершению революции, он тем не менее, не принял ее. Здесь мы можем видеть, насколько художественная и реальная действительность не адекватно понималась им. Второй период его творчества, после возвращения из эмиграции представляет собой короткую, но полную трагизма страницу его жизни.

Пьесы Л. Андреева тяготели к символизму, но символистскими в чистом виде не были. В них выразилась вся сложность и неоднозначность творчества Андреева. Некоторое время он находился во власти революционных идей, но впоследствии изменил свои взгляды. Обобщенность персонажей, схематичность основной коллизии, фантастичность обстановки и образов, некоторая приподнятость и патетика существования героев, все это сближает его драмы с театром экспрессионизма. Сам же Андреев свое направление в театре называл панпсихизмом. В пьесе «Жизнь Человека» он убирает ремарки, что с точки зрения технологии драмы, является само по себе революционно; вводит нарратора - Некто в сером, фантастические образы старух и т.д. Но заметного влияния на драматургию его творчество не имело, он скорее исключение из общих реалистических правил того времени.

Русская драматургия после 1917 г., под влиянием существующего строя в России, развивалась в основном в русле так называемого социалистического реализма (детища Горького) и в целом не представляет особого интереса. Стоит выделить лишь М. Булгакова, Н. Эрдмана и Е. Шварца, как единственных, пожалуй, продолжателей традиций русской драматургии. Все они находились под сильным цензурным гнетом, их творческая и личная жизнь была весьма драматична.

Недоросль

Анализ произведения

Пьеса была задумана Д.И. Фонвизиным как комедия на одну из главных тем эпохи просвещения - как комедия о воспитании. Но впоследствии замысел писателя изменился. Комедия «Недоросль» - первая русская социально-политическая комедия, и тема воспитания связана в ней с важнейшими проблемами XVIII века.

Основные темы;

1. тема крепостного права;

2. осуждение самодержавной власти, деспотического режима эпохи Екатерины II;

3. тема воспитания.

Своеобразие художественного конфликта пьесы в том, что любовная интрига, связанная с образом Софьи, оказывается подчиненной социально-политическому конфликту.

Основной конфликт комедии - борьба просвещенных дворян (Правдин, Стародум) с крепостниками (помещики Простаковы, Скотинин).

«Недоросль» - яркая, исторически точная картина русской жизни XVIII века. Эта комедия может считаться одной из первых в русской литературе картиной социальных типов. В центре повествования находится дворянство в тесной связи с крепостным сословием и верховной властью. Но происходящее в доме Простаковых - это иллюстрация более серьезных общественных конфликтов. Автором проводится параллель между помещицей Простаковой и высокопоставленными вельможами (они также, как Простакова, лишены представлений о долге и чести, жаждут богатства, раболепствуют перед знатными и помыкают слабыми).

Сатира Фонвизина обращена против конкретной политики Екатерины II. Он выступает как непосредственный предшественник республиканских идей Радищева.

По жанру «Недоросль» - комедия (в пьесе множество комических и фарсовых сцен). Но смех автора воспринимается как ирония, направленная против действующего порядка в обществе и в государстве.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Драматургия 2-й половины XIX века.

Драматургия и театральная деятельность А. Н. Островского (1823-1886). Основные этапы драматургической деятельности. Широта охвата и глубина изображения русской действительности: ʼʼСвои люди - сочтемсяʼʼ (ʼʼБанкротʼʼ) (1849), ʼʼДоходное местоʼʼ (1856), ʼʼГрозаʼʼ (1859), ʼʼНа всякого мудреца довольно простотыʼʼ, ʼʼГорячее сердцеʼʼ (1868), ʼʼЛесʼʼ (1870), ʼʼБесприданницаʼʼ (1878), ʼʼТаланты и поклонникиʼʼ (1881) и другие пьесы. Художественные особенности драматур­гии Островского. Значение пьес Островского дли развития ре­алистического актерского искусства. Чернышевский и Добролюбов об Островском.
Понятие и виды, 2018.

Театрально-эстетические взгляды Островского. Островский о воспитательном и просветительском значении театра. Критика им казеннои̌ сцены. Островский об актерском искусстве. Влияние Островского па последующее развитие русского театра.

И. С. Тургенев (1818-1883) и театр.
Размещено на реф.рф
Основные этапы драматургического творчества Тургенева. Тема ʼʼмаленького человекаʼʼ в комедиях ʼʼХолостякʼʼ и ʼʼНахлебникʼʼ. Новаторский характер комедии ʼʼМесяц в деревнеʼʼ. Сценическая история драматургии Тургенева. Тургенев-драматург как предвестник ʼʼновой драмыʼʼ.

М. Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889) и театр.
Размещено на реф.рф
Театральная эстетика Салтыкова-Щедрина. Комедии ʼʼСмерть Пазухинаʼʼ и ʼʼТениʼʼ.

Сатирическая драматургия А. В. Сухово-Кобылина (1817-1903). Мировоззрение и идейная направленность творчества. Трилогия ʼʼКартины прошедшегоʼʼ: ʼʼСвадьба Кречинскогоʼʼ, ʼʼДелоʼʼ, ʼʼСмерть Тарелкинаʼʼ. Её социально-обличительный пафос. Развитие в драматургии Сухово-Кобылина гоголевского принципа ʼʼобщественнои̌ ко­медииʼʼ. Сценическая история драматургии Сухово-Кобылина.

А. К. Толстой (1817-1875) и русская историческая драматургия. Драматическая трилогия ʼʼСмерть Иоанна Гроз­ногоʼʼ, ʼʼЦарь Федор Иоанновичʼʼ, ʼʼЦарь Борисʼʼ. Сценическая история этих пьес. Трагедия ʼʼДон Жуанʼʼ.

Драматургия Л. Н. Толстого (1828-1910). Театральная эстетика Толстого. Критика современного дворянско-буржуазного театра. Толстой о драме (ʼʼдрама есть конфликтʼʼ). Идея создания театра для народа в 1880-е г. Основные этапы творчества Толстого-драматурга. ʼʼВласть тьмыʼʼ как народная тра­гедия. Комедия ʼʼПлоды просвещенияʼʼ. Драма ʼʼЖивой трупʼʼ.

Драматургия 2-й половины XIX века. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Драматургия 2-й половины XIX века."2017-2018.

  • - Особенности перехода России к капитализму. Реформы 60-70-х гг. XIX в.

    К середине 19 в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события (Крымская война) показали значительное ослабление России и во внешнеполитической области.... .


  • - Российская культура XIX в.

    XIX в. стал для культуры России периодом ее небывалого подъема. Отечественная война1812 г., всколыхнув всю жизнь российского общества, ускорила складывание национального самосознания. Она, с одной стороны, в очередной раз сблизила Россию с Западом, а с другой –... .


  • - Суспільні течії і рухи другої половини XIX ст.

    Модернізаційні реформи в Росії стимулювали піднесення суспільного руху. Вони певною мірою демократизували суспільство, залучили до громадянського життя багатомільйонне селянство, розширили рамки й урізноманітнили форми суспільної активності. Проте їх... .


  • - Українська культура в другій половині XIX ст.

    У другій половині XIX ст. відбулося територіальне роз´єднання українських земель, завершилося формування української нації, ускладнилася соціальна структура та політизувалося суспільне життя. Всі ці явища та процеси залишили помітний відбиток на... .


  • - Західноукраїнські землі в другій половині XIX - на початку XX ст.

    Середина XIX ст. була часом випробувань для імперії Габсбургів. Вистоявши перед революційною хвилею 1848 p., вона невдовзі зазнала дошкульних поразок на міжнародній арені. Спочатку Австрія програла франко-італо-австрійську війну 1859 p., a 1866 р. зазнала поразки в... .


  • - Поява модерністської течії в українській культурі на рубежі XIX і XX ст.

    Зміст, форма, стильові зміни в культурі залежать не тільки від еволюції мистецтва, вони тісно пов´язані з усіма сторонами життя суспільства, з особливостями та закономірностями історичного процесу в цілому. Модернізм - це світоглядна та... .


  • - Гравюра XIX века, изображающая кожаные лодки племени манданов

    Собрал Кетлин и предания индейцев. Они повествуют о том, что однажды в Кентукки пришел белый народ, «у которого были вещи, которых индейцы не знали». Но этих людей увели в неизвестном направлении и, видимо, убили. Кроме лодок и жилищ, сходными оказались и некоторые... .


  • - Способности. Проблема способностей существует в психологии с конца XIX века, когда появились первые попытки измерения способностей с помощью тестов

    Проблема способностей существует в психологии с конца XIX века, когда появились первые попытки измерения способностей с помощью тестов. Одним из первых тестов способностей была шкала измерения интеллекта Бине и Симона, созданная в 1905 г., которая измеряла 30... .


  • - Глава XXIX

    Поднялся я спозаранку. Идти к мисс Хэвишем было еще не время, и я отправился погулять за город, в ту сторону, что была ближе к ее дому - и дальше от кузницы Джо (к Джо можно сходить завтра!). Я шел и думал о моей благодетельнице и о лучезарном будущем, которое она мне... .


  • Русский театр в девятнадцатом столетии отличался некой двуликостью – с одной стороны он продолжал все так же остро реагировать на различные социальные и политические изменения в государственном устое, а с другой – совершенствоваться под влиянием литературных новаторств.

    Рождение великих мастеров

    В начале XIX века в русском сценическом искусстве на смену романтизму и классицизму приходит реализм, который привносит много свежих идей в театр. В этот период происходит множество изменений, формируется новый сценический репертуар, который отличается популярностью и востребованностью в современной драматургии. Девятнадцатый век становится хорошей платформой для появления и развития многих талантливых драматургов, которые своим творчеством делают огромный вклад в развитие театрального искусства. Самой яркой персоной драматургии первой половины столетия является Н.В. Гоголь. По сути, он не был драматургом в классическом смысле этого слова, но, невзирая на это, сумел создать шедевры, которые мгновенно обрели мировую славу и популярность. Такими произведениями можно назвать «Ревизора» и «Женитьбу». В этих пьесах очень наглядно изображена полная картина общественной жизни в России. Причем, Гоголь не воспевал ее, а наоборот, резко критиковал.

    На этом этапе развития и полного становления русский театр уже не может оставаться удовлетворенным прежним репертуаром. Поэтому на смену старому скоро приходит новый. Его концепция заключается в изображении современного, с острым и четким чувством времени, человека. Основоположником современной русской драматургии принято считать А.Н. Островского. В своих творениях он очень правдиво и реалистично описывал купеческую среду и их нравы. Такая осведомленность обусловлена продолжительным периодом жизни в подобной среде. Островский, будучи юристом по образованию, служил в суде и видел все изнутри. Своими произведениями талантливый драматург создал психологический театр, который стремился заглянуть и максимально раскрыть внутреннее состояние человека.

    Помимо А.Н Островского, в театральное искусство XIX столетия сделали большой вклад и другие выдающиеся мастера пера и сцены, произведения и умения которых являются эталоном и показателем вершины мастерства. Одной из таких личностей является М. Щепкин. Этот талантливый артист исполнил огромное количество ролей, в основном, комедийных. Щепкин поспособствовал выходу актерской игры за пределы существующих на то время шаблонов. Каждый из его персонажей обладал собственными индивидуальными чертами характера и внешности. Каждый герой был личностью.

    В девятнадцатом столетии русский театр продолжает с одной стороны остро реагировать на политические и социальные изменения в стране, а с другой – соответствовать литературным изменениям.

    Почти всё столетие в русской литературе проходит под знаком реализма, который приходит на смену и устаревшему классицизму, и романтизму. Девятнадцатый век дарит отечественному театру имена драматургов, которые фактически с чистого листа создадут театральный репертуар, востребованный и сегодня.

    В первой половине столетия такой личностью стал Н.В. Гоголь. Не являясь собственно драматургом, он сумел создать настоящие шедевры мировой драматургии – пьесы «Ревизор» и «Женитьба», которые представили зрителю масштабную картину жизни тогдашнего русского общества и резко критиковали её.

    Именно на премьере «Ревизора» император Николай Первый произнёс легендарную фразу «Всем досталось, а мне больше всех!», понимая, кто изображён под маской Городничего.

    В это время театр уже не может удовлетворяться старым репертуаром, он стремится показывать современного, остро чувствующего время человека. Драматургом, создавшим литературную основу современного русского театра, и стал А.Н. Островский.

    Юрист по образованию, служивший в суде, Островский получил прекрасное представление о той среде, которую он затем будет описывать в своих бессмертных пьесах. Подробно и реалистично описывая нравы купеческой среды, он создаёт прежде всего психологический театр, пытающийся заглянуть внутрь человека.

    Островский тонко чувствует грядущие общественные перемены и изображает крах устоявшихся купеческих традиций, обеднение и нравственное падение дворянства, возрастание роли денег в человеческих отношениях. Он ярко и точно описывает новых героев жизни, предприимчивых, достаточно циничных и ловких: Глумов («На всякого мудреца довольно простоты»), Липочка («Банкрот»), Паратов («Бесприданница).

    Практически все произведения Островского были успешно поставлены в Московском Малом театре, который в этом столетии стал лучшим театром империи.

    Девятнадцатый век подарил отечественному театру и целую плеяду выдающихся мастеров сцены, имена которых навсегда стали легендой. Одним из основателей русской актёрской школы является М. Щепкин.

    История творческого пути М. Щепкина – это история отечественного театра первой половины девятнадцатого столетия. Будучи крепостным и начав карьеру с согласия своего барина, графа Волькенштейна, Щепкин становится актёром Малого театра и играет огромный комический репертуар.

    Его успех в комедиях во многом определялся и внешними данными актёра (склонность к полноте и небольшой рост). Но вместе с тем Щепкин обладал и удивительным талантом, позволявший ему прекрасно справляться с самыми разными ролями.

    Именно Щепкин стремился вывести актёрскую игру из рамок шаблонности, каждый персонаж в его исполнении обладал многими яркими деталями поведения и внешнего вида. Кроме того, Михаил Семёнович тщательно разрабатывал линию поведения героя, строил рисунок роли на резкой смене поведения персонажа.

    Без сомнения, расцвет карьеры Щепкина совпал с появлением бессмертных произведений русской драматургии. Щепкин понимал несовершенство пьес начала 19 века и с восторгом принимал появляющиеся драматические произведения А. Грибоедова, Н. Гоголя, А. Сухово-Кобылина, А. Островского, то есть тот материал, сыграть который сегодня мечтает каждый актёр. Так, М. Щепкин играл Фамусова в «Горе от ума», Городничего в «Ревизоре», Кочкарёва в «Женитьбе».

    История русского театра второй половины 19 века неразрывно связана с именем М. Ермоловой. Эта выдающаяся актриса в течение своей карьеры создала на сцене Малого театра целую галерею женских образов классической драматургии. В репертуаре Ермоловой была и высокая трагедия («Орлеанская дева» Шиллера, «Макбет» Шекспира, «Овечий источник» Лопе де Вега), и бытовая драма (пьесы В. Александрова и В. Дьяченко).

    Становлению реализма на русской сцене способствовал П. Садовский. Его лучшие работы – роли в пьесах А. Н. Островского и Н. В. Гоголя. Садовский прославился как разноплановый, характерный актёр, одно появление которого привлекало внимание зрительного зала.

    21. Малый и Александрийские театры. Творчество П. Мочалова, М. Щепкина, В. Каратыгина .

    Малый театр - один из старейших театров России. Его группа была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после известного указа Императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение профессионального театра в нашей стране: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр…». Известный поэт и драматург М. М. Херасков возглавил Вольный русский театр при университете. Его артистами были учащиеся университетской гимназии. (Первым русским публичным общедоступным профессиональным театром по праву считается Волковский театр в Ярославле).

    На основе университетского театра был создан драматический Большой Петровский театр в Москве, где 15 января 1787 прошла первая русская постановка «Женитьбы Фигаро» в переводе А. Лабзина под названием «Фигарова женитьба» - до этого пьеса шла на русской сцене, но в исполнении французской труппы.

    Репертуар состоял из лучших произведений русской и мировой литературы, ставились пьесы самых известных авторов: Д.Фонвизина, И. А. Крылова, Ж. Б. Мольера, Бомарше, Р.Шеридана и Карло Гольдони). На сцене блистали актёры В. П. Померанцев и А. А. Померанцева, Я. Е. Шушерин, П. А. Плавильщиков, чета Сила Николаевич и Елизавета Семёновна Сандуновы.

    Известный поэт и драматург М. М. Херасков возглавил Вольный русский театр при университете. С 1759 - публичный театр, получивший название Университетского; в нём играли студенты и воспитанники университетской гимназии. В 1760 годы, претерпев некоторые изменения и объединившись с другими труппами, он стал называться московским Российским театром. В 1759 году итальянский антрепренёр Локателли открыл театр в Москве (чуть раньше, в 1757 году, в Петербурге), который просуществовал недолго - до 1762 г.: московская публика ещё не была готова к пониманию и принятию сценического искусства. Затем московскую труппу создал Н. С. Титов, но она долго не просуществовала (1766-1769). Тем не менее Императорский дом, понимая необходимость внедрения в России европейской культуры, настаивал на открытии театра. И в Москве по высочайшему повелению строится помещение для сценических постановок. Однако здание, едва успев быть построенным, сгорает.

    Дело продолжил английский инженер и антрепренёр Майкл Медокс, создав в 1780 году свой частный Петровский театр. Разорившись, Майкл Медокс вынужден был отдать театр в пользу казны, ему же самому была назначена пожизненная пенсия.

    Развитие драматургии во второй половине XIX века неотделимо от становления украинского национального театра. Свою литературную деятельность украинские драматурги сочетали с организацией театральных трупп, были актерами и режиссерами.

    Марк Лукич Кропивницкий (1840-1910).

    Поразительно многогранен его талант: выдающийся драматург, организатор профессионального театра, талантливый артист, композитор, автор музыкально-драматических сочинений). Кропивницкий начал свой творческий путь как участник любительских спектаклей. Уже в 1863 году он написал свою первую драму - «Дай сердцу волю, заведет в неволю». В период гонений на украинский язык молодой драматург пишет свое произведение на ярком народном языке, включает в него картины украинского быта, народные обря- ды-вечериицы, сватанье, свадьбу. В образе главного героя, юноши-батрака Непокрытого, воплощены лучшие черты народного характера.

    Новым этапом его творчества явилось создание драмы «Мироед, или паук» (1882 г.). В ней сатирическими красками создан образ жестокого мироеда - хищника Бычка. Одновременно Кропивницкий работает над драмой «Пока солнце взойдет, роса глаза вы- ест>>, где ставит проблему интеллигенции и народа; обращается к женским образам в драмах «Две семьи», «Олеся». Проблему «преступления и наказания» раскрывает в психологической драме «Утерянная сила», обращается к драматургии Шекспира, Мольера.

    Создавая драматические произведения, Кропивиицкий в то же время вел практическую работу в театре. Он воспитал целую плеяду замечательных артистов: Заиьковецкую, Саксагапскую, Затир- кевич-Карпнпскую, Менпцкую, Марьянеико и других. Со своей артистической трупной Кропивиицкий гастролировал в Белоруссии, Прибалтике, Грузии, где давал спектакли иа украинском языке. И в наше время пьесы Кропивипцкого занимают почетное место в репертуаре украинского театра.

    Михаил Петрович Старицкий (1840-1904). Талантливый драматург, поэт, прозаик, режиссер, организатор театральных трупп, переводчик па украинский язык многих произведений мировой литературы. Старицкий написал двадцать пять пьес, пз них тринадцать - оригинальные произведения, остальные - переводы и доработки пьсс других авторов.

    Широко известна драма Старнцкого из народной жизни «Ой, не ходи, Грицю, да на вечерницы», поставленная на сцене в 1887 году. В центре пьесы - Маруся Шурай. Автор описывает ее красивой и гордой девушкой, чуткой и поэтичной. В пьесе изображается и страстная любовь героев - Маруси и Грпца, п злой разлучник Фома, толкающий их к взаимной подозрительности, и отравление Грица, помешательство Маруси, самоубийство Фомы... Реализм, элементы трагического переплетаются с мелодраматизмом; поэтический колорит в изображении украинского быта, музыкальность сделали пьесу популярной у зрителей.

    Старицким были написаны драма из народной жизни «В темноте» (1892 год), ряд пьес о судьбе творческой интеллигенции, об отношении демократической интеллигенции к народу: «Не суждено», «Судьба», «Разбитое сердце» и другие. Обратился он и к исторической теме: драмы «Богдан Хмельницкий», «Маруся Бо- гуславка», «Оборона Буши».

    Раскрыл свое дарование Старицкий и в области поэзии («К Шевченко», «В годовщину Шевченко», «К Украине», Первой его драмой явилась пьеса «Бурлака», ее главный герой - протестант Панас, вступающийся за влюбленных бедняков Алексея и Галю.

    В том же жанре написана драма «Батрачка»

    (1885 г.), имевшая большой сценический успех. Особенно сильное впечатление на зрителей производила игра Заньковецкой в главной роли, раскрывающей трагедию порабощенного человека, терпящего унижения, оскорбления, надругательства. Не меньшим успехом пользовалась и социальная драма «Несчастная» (1884- 1885 год). Несомненна в этом плане связь драматургии Кар- пенко-Карого с творчеством А. Н. Островского.

    Вершиной творчества И.

    Карпенко-Карого является пьеса «Савва Чалый» (1896 год). В драме изображены эпизоды гайдамацкого восстания на Украине, раскрыт характер одного из вожаков этого движения - Саввы Чалого, противоречивость и сложность его деятельности. Автор использовал опыт мировой драматургии - Байрона, Гюго, Пушкина, А. Толстого, раскрывая проблему взаимоотношений героя с народом.

    Велики успехи Карпенко-Карого в области комедии, основой которого явилось использование глубоко народного юмора, национальной традиции. В комедиях Карпенко-Карого смех сочетается с глубоким драматизмом и психологизмом. Известность приобрели комедии «Мартын Боруля» (1866 г.), «Сто тысяч» (1890 г.), «Хозяин» (1900 г.); комичные ситуации здесь строятся па осмеянии скупости, стяжательства - вечных тем мировой литературы. Комедия «Хозяин» и сегодня живет на сцене, известным исполнителем роли Пузыря стал А. Бучма.

    Конец XIX века ознаменован в украинской культуре созданием профессионального театра. Его основал М. Л. Кропивницкий в Елисаветграде. В театре, который выступал с гастролями по всей Украине, собралось созвездие талантов. Директором труппы стал М. П. Старицкий, режиссером - М. Л. Кропивницкий, он же играл и как актер (исполнял как комедийные, так и драматические роли). В сокровищницу мирового искусства вошел созданный им образ Тараса Бульбы. Великая украинская актриса М. К. Зань- ковецкая была первой исполнительницей главных ролей в пьесах, раскрывавших тему женской судьбы: «Батрачка» И. К. Карпен ко-Карого, «Пока солнце взойдет, роса очи выест» М. Л. Кропив- ницкого, «Цыганка Аза» М. П. Старицкого, «Лимеривна» Панаса Мирного. Неповторимые образы создал М. Садовский в пьесах Т. Г. Шевченко «Назар Стодоля», И. П. Котляревского «Патал- ка-Полтавка» и других.

    Несмотря на чрезвычайно сложные условия (отсутствие стационарного помещения, запрет играть на украинском языке, длившийся с 1683 по 1893 г., и г. д.), украинский театр в XIX веке добился значительных успехов.

    Вторая половина XIX века - важнейший период в развитии украинской музыки. В это время широко распространяется музыкальное образование, создаются музыкальные школы, оживляется концертная жизнь. В этот период появляются композиторы-профессионалы: С. С. Гулак-Артемовский, II. П. Сокальский, М. В. Лысенко и другие.

    С. С. Гу лак-Артемовский (1813-1873) раскрыл свое дарование как композитор и оперный певец. В своем творчестве он обратился к темам народной жизни. Им была создана первая украинская опера - «Запорожец за Дунаем», входящая в репертуар музыкальных театров и в наши дни. Впервые эта опера была поставлена на сцене Мариинского театра в Петербурге. Роль Ивана Карася исполнял сам автор.

    Значителен был вклад в украинскую музыку П. П. Сокаль- ского. Он обратился к созданию опер на исторические темы, по произведениям писателей-классиков. Это «Мазепа» по поэме

    А. С. Пушкина «Полтава», «Богдан Хмельницкий», «Майская ночь» но одноименной повести Н. В. Гоголя, «Осада Дубно» по мотивам его же повести «Тарас Бульба».

    Наибольшего взлета украинская музыка в XIX веке достигла в творчестве Н. В. Лысенко (1842-1912), великого украинского композитора, пианиста, дирижера и педагога. Работая над несенным репертуаром, композитор обратился к народному творчеству, к украинскому песенному фольклору. Им выпущены сборники, в которые вошли 600 песен. II. В. Лысенко создал цикл произведений «Музыка к «Кобзарю» Шевченко». В 70-е - 90-е годы он пишет ряд опер иа гоголевские сюжеты: «Рождественская ночь», «Утопленница», опера «Тарас Бульба» - наивысшее достижение творчества выдающегося композитора. Эта опера написана в традициях М. И. Глинки, проникнута народным духом. В ее музыке автор широко использовал украинское народное творчество. II. Лысенко принадлежит также музыка к пьесе И. П. Котляревского «Наталка-Полтавка».

    Творчество II. В. Лысенко поразительно многообразно. Он обращался к симфонической музыке, произведениям для фортепиано, написал и издал много романсов на стихи А. Мицкевича, Ц. Франко, Л. Украинки и других. Произведения II. Лысенко подняли украинскую музыку на новый этап в ее развитии.

    Значительно, что в этот период украинская тематика входит в творчество выдающихся русских композиторов. Так, II. И. Чайковский, подолгу живший па Украине, наппсал оперы «Мазепа» и «Черевички», М. II. Мусогорский - оперу «Сорочииская ярмарка», где использованы народные мелодии. Сюжеты повестей Гоголя «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» легли в основу одноименных опер II. А. Римского-Корсакова. К украинской тематике обращались А. II. Серов, А. Г. Рубинштейн и другие композиторы.

    ОБЩАЯ
    ХАРАКТЕРИСТИКА
    РУССКОЙ ДРАМЫ
    XIX
    ВЕКА
    Новаторство
    А.Н. Островского и
    А.П. Чехова
    «Драма родилась на площади и составляла
    увеселение народное. Народ… требует
    занимательности, действия… сильных
    ощущений»
    А.С Пушкин
    900igr.net

    Истоки русской прогрессивной драматургии, в русле которой возникло творчество А.Н.Островского и А.П. Чехова, - в народном театре. Отечествен

    ИСТОКИ РУССКОЙ ПРОГРЕССИВНОЙ ДРАМАТУРГИИ, В РУСЛЕ
    КОТОРОЙ ВОЗНИКЛО ТВОРЧЕСТВО А.Н.ОСТРОВСКОГО И А.П.
    ЧЕХОВА, - В НАРОДНОМ ТЕАТРЕ.
    ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР РАСПОЛАГАЕТ ШИРОКИМ
    РЕПЕРТУАРОМ, СОСТОЯЩИМ ИЗ:
    СКОМОРОШЬИХ ИГРИЩ, ИНТЕРМЕДИЙ
    КОМЕДИЙНЫХ ПОХОЖДЕНИЙ ПЕТРУШКИ
    РАЙКА
    БАЛАГАННЫХ ПРИБАУТОК
    «МЕДВЕЖЬИХ» КОМЕДИЙ
    ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ САМЫХ РАЗНЫХ ЖАНРОВ.

    Народному театру свойственна:

    НАРОДНОМУ ТЕАТРУ
    СВОЙСТВЕННА:
    свойственна социально-заостренная
    тематика
    вольнолюбивая, обличительносатирическая и героико-патриотическая
    идейность
    глубокая конфликтность
    крупные, нередко гротесковые характеры
    четкая, ясная композиция
    разговорно-просторечный язык.

    Во второй половине XVIII века, при наличии
    подавляющей роли переводной и
    подражательной драматургии, появляются
    писатели различных направлений,
    стремившиеся к изображению отечественных
    нравов, заботившиеся о создании национальносамобытного репертуара.
    Начало тому положил ведущий писатель
    классицизма А.П. Сумороков.
    В произведениях некоторых этих писателей
    обозначались более или менее явные
    реалистические тенденции.

    В XIX веке прогрессивная драматургия расширяет объект своих
    изображений, теснее связывается с жизнью и более убедительно
    раскрывается как реалистическая.
    В самом начале этого
    столетия появляются
    комедии И.А. Крылова
    «Модная Лавка» (1806)
    и «Урок дочкам» (1807).
    Еще интенсивнее
    совершается в эту пору
    становление
    прогрессивной
    исторической
    драматургии.
    При этом все чаще
    обнаруживается ее внимание к
    национально-самобытной
    тематике:
    «Ермак – покоритель Сибири»
    (1803) П.А. Плавильщикова
    «Дмитрий Донской» (1807)
    В.А. Озерова
    «Марфа Посадница, или
    Покорение Новгорода» (1809)
    Ф.Ф. Иванова,
    «Борис Годунов» (1825) А.С.
    Пушкина.

    Среди пьес первой половине XIX века особенно
    выделяются такие шедевры реалистической
    драматургии, как «Горе от ума» Грибоедова, «Борис
    Годунов» и «маленькие трагедии» Пушкина,
    «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя.
    Выдающиеся реалистические пьесы Грибоедова, Пушкина и Гоголя
    отчетливо намечали новаторские тенденции отечественной
    драматургии.
    Они заключались:
    в актуально-злободневной социальной тематике
    в ярко выраженном общественном и даже общественнополитическом пафосе
    в отходе от традиционной любовно-бытовой завязки,
    определяющей все развитие действия
    в нарушении сюжетно-композиционных канонов комедии и
    драмы интриги
    в установке на разработку типических и в то же время
    индивидуальных характеров, тесно связанных с социальной
    средой.

    Ко времени появления Островского
    русская прогрессивная драматургия уже
    располагала шедеврами мирового
    уровня. Но эти произведения были еще
    до крайности малочисленными, а
    поэтому и не определяли лицо
    тогдашнего театрального репертуара.
    Подавляющее количество произведений,
    заполнявших театральную сцену,
    составляли переводы и переделки
    западноевропейских пьес, а также
    сценические опыты отечественных
    писателей охранительного толка.

    Театральный репертуар создавался не стихийно, а под
    активным воздействием жандармского корпуса и
    недреманным оком самого Николая I.
    В середине мая 1826 года Ф.
    Булгарин подал дежурному генералу
    генерального штаба А.Н. Потапову
    записку «О цензуре в России и о
    книгопечатании вообще».
    И с 1828 года для драматических
    произведений была создана
    специальная цензура,
    прославившаяся драконовской
    строгостью.

    После поражения декабристов в театральном
    репертуаре на первый план выдвигается водевиль,
    уже давно утерявший свою социальную остроту и
    превратившийся в легкую, бездумную,
    остроэффектную комедию.
    Театральная сцена заполнилась плоскими,
    наспех сшитыми произведениями, в которых
    главное место занимали:
    флирт
    фарсовые сцены
    анекдот
    ошибка
    случайность
    неожиданность
    путаница
    переодевание
    прятание

    10.

    Под воздействием
    общественной борьбы
    водевиль изменялся в своем
    содержании.
    По характеру сюжетов его
    развитие шло от любовноэротическкого (А.А.
    Шаховский, Н.И.
    Хмельницкий, А.И. Писарев)
    к бытовому (П.А. Карыгин,
    Ф.А. Кони).
    Но композиционно
    он оставался по
    преимуществу
    стандартным,
    опирающимся на
    примитивные
    средства внешнего
    комизма.

    11.

    В постдекабристскую пору в
    театральном репертуаре наряду с
    водевилем огромной популярностью
    пользовалась мелодрама.
    Утверждению в театре
    реалистической и
    национальной самобытности
    особенно много
    содействовали гоголевские
    принципы, так четко
    сказавшиеся в практике
    «натуральной школы».
    Ярчайшим выразителем этих
    принципов в области
    драматургии и явился
    Островский.

    12.

    13. Новаторство Островского

    НОВАТОРСТВО ОСТРОВСКОГО
    Самоотверженный труд, сопутствовавший
    драматургу на протяжении всей его жизни,
    ознаменовался блестящими результатами.
    Именно А.Н.Островский своими драматическими
    шедеврами довершил создание русского
    национально-самобытного театра, начатое
    Фонвизиным, Грибоедовым и Гоголем.
    Роль Островского, первостепенного писателя,
    корифея национально-самобытной драматургии,
    была признана всей прогрессивной
    общественностью еще при его жизни.
    Гончаров писал: "Островский бесспорно самый
    крупный талант в современной литературе!"

    14.

    Новаторство Островского сказалось не
    только в том, что он круто повернул
    драматургию и театр к жизни, к ее
    актуальным социально-нравственным
    проблемам, но и в том, что он писал
    свои пьесы во имя народа и для народа.
    И народ благодарно принял его
    драматургию.
    Руководствуясь пламенно-патриотическими
    намерениями, Островский писал в дирекцию
    императорских театров многочисленные
    докладные записки, в которых предлагал
    конкретные меры преобразования театра,
    превращения его в школу общественных нравов.
    Этими записками пренебрегали, им не давали
    ходу, но он, не жалея никаких сил, продолжал
    отстаивать свои идеи.

    15.

    Театральные принципы великого драматурга
    были осуществлены и продолжены в системе
    К. С. Станиславского, они получили свое
    дальнейшее развитие в российском театре.
    Великое творческое наследие
    Островского, оказавшее огромное
    влияние на:
    развитие отечественной
    драматургии и сцены
    на драматическое и сценическое
    искусство вообще
    Оно сохраняет и еще долго будет сохранять
    значение замечательного, ничем не заменимого
    учебника жизни, доставляя читателям и зрителям
    истинное эстетическое наслаждение.

    16. ТЕАТР ОСТРОВСКОГО

    Александру Николаевичу Островскому обязан
    своим рождением русский национальный театр
    Он сумел совершить в области драматургии
    такой же прорыв, какой Пушкин, Гоголь,
    Лермонтов совершили в области поэзии и
    прозы.
    «театр Островского» = «русский театр»

    17.

    oСущность театра
    Островского заключается в
    отсутствии экстремальных
    ситуаций и
    противодействия
    актёрскому нутру.
    oВ его пьесах изображаются
    обычные ситуации с
    обычными людьми, драмы
    которых уходят в быт и
    человеческую психологию.
    oТекст островского обладает
    каким-то почти физическим
    качеством заразительности,
    запоминаемости.
    o Он как бы был рассчитан
    на то, чтобы публика,
    расходясь из театра,
    уносила эти фразы с собой,
    перебрасывалась ими.

    18. Основные идеи реформы театра:

    ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РЕФОРМЫ ТЕАТРА:
    театр должен быть построен на условностях
    (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от
    актёров);
    неизменность отношения к языку: мастерство
    речевых характеристик, выражающих почти
    все о героях;
    ставка на всю труппу, а не на одного актёра;
    «люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу -
    её можно и прочитать».

    19.

    Театр Островского требовал
    новой сценической эстетики,
    новых актёров.
    В соответствии с этим
    Островский создает
    актёрский ансамбль, в
    который входят такие
    актёры, как:
    Александр Мартынов
    Сергей Васильев
    Евгений Самойлов
    Пров Садовский
    Естественно, что
    нововведения
    встречали
    противников. Им
    был, например,
    Щепкин.
    Драматургия
    Островского
    требовала от
    актёра
    отрешенности от
    своей личности,
    чего М. С. Щепкин,
    не делал.

    20. «Моя задача – служить русскому драматическому искусству. Я – все: и академия, и меценат, и защита».

    «МОЯ ЗАДАЧА – СЛУЖИТЬ РУССКОМУ
    ДРАМАТИЧЕСКОМУ ИСКУССТВУ. Я – ВСЕ: И
    АКАДЕМИЯ, И МЕЦЕНАТ, И ЗАЩИТА».

    21.

    Новаторство драматургии
    Антона Павловича Чехова

    22.

    Чехов написал не очень много пьес.
    Еще в конце 70-х гг. он создал пьесу
    «Безотцовщина», в 1886 г. пишет одноактные
    пьесы «О вреде табака» и «Лебединая песня».
    Первой серьезной пьесой стала пьеса «Иванов»
    (1887). Затем последовали водевили «Медведь» и
    «Предложение» (1887), «Свадьба» (1889),
    «Юбилей» (1891).
    Пьеса «Леший» (1889) была переработана в 1897 г.
    И получила название «Дядя Ваня».
    В 1896 г.была создана знаменитая «Чайка». Затем
    последовали пьесы «Три сестры» (1901) и
    «Вишневый сад» (1904).

    23.

    Среди драматического наследия Чехова – его
    одноактные пьесы. Однако он не продолжает
    русскую водевильную традицию, а разрушает ее,
    выдвигает свое представление о водевильном
    жанре.
    Прежде всего драматург пытается сделать
    водевильную тематику более широкой.
    Принципиальное отличие чеховских одноактных
    пьес в том, что они являются не комедиями
    положения, а комедиями характеров.
    Героями чеховских драматических
    миниатюр всегда являются не условные
    маски, а представители определенной
    социальной среды, наделенные
    индивидуальными чертами
    человеческого характера, - живые
    человеческие индивидуальности.

    24.

    Новаторство драматических произведений:
    Отсутствие борьбы-интриги («бессюжетность»)
    Наличие в пьесе какого-нибудь «события»,
    отодвигающего на второй план ровное, повседневное
    бытовое течение жизни и вокруг которого
    концентрировалась «борьба воль» действующих лиц
    Чехов сказал о своих рассказах, что в них есть только
    начало и конец, а «середка отсутствует».
    Событийная острота той или иной сюжетной линии не
    определяет ее роли и значения в сюжетной структуре
    пьесы. В его пьесах так много не свершившихся или
    свершившихся за сценой событий. С другой стороны,
    такие элементы сценического действия, как бытовые
    разговоры, казалось бы, на совершенно случайные темы
    у Чехова несут в себе гораздую большую драматическую
    энергию, чем драматическое событие в собственном
    смысле этого слова.
    Чехов стремиться показать коренное неустройство
    жизни, не те или иные отступления от нормы, а
    противоестественность принятой, господствующей
    нормы.

    25.

    Важнейшей особенностью чеховской драматургии,
    основой ее сценичности является постоянная
    внутренняя погруженность его героев в себя,
    постоянная их сосредоточенность вокруг своих
    главных мыслей и переживаний, составляющих их
    духовный лейтмотив, их лирическую тему в
    произведении. Постоянное выделение
    индивидуально типологических черт, составляющих
    определенно выраженный лейтмотив данного
    действующего лица.
    Выделяют специфическую двуплановость речи
    действующих лиц, но она не является общим
    признаком специфической речи в театре Чехова.

    26.

    В основе лирических комедий Чехова лежит
    конфликт человека с окружающей средой или шире
    – со всем современным строем в целом,
    противоречащих самым естественным, неоспоримым
    свободолюбивым устремлениям человека.
    Несоответствие героев идеалу, который
    утверждается в произведении, является наиболее
    общим, всеобъемлющим источником комического в
    драматургии Чехова.

    27.

    Новаторство Чехова-драматурга опиралось на
    предшествующую реалистическую литературу, но
    имело прочные связи с современностью, которая и
    открыла перед ним реальную возможность внести
    новый существенный вклад в развитие
    драматического искусства.
    Возникновение театра Чехова оказалось
    возможным именно на рубеже XX века, когда в
    широких народных массах созрела и
    укрепилась уверенность в том, что жить
    дальше так нельзя, что нужно коренное
    изменение условий жизни.
    Эта мысль, основополагающая в творчестве
    Чехова в целом, легла в основу его
    драматургии.

    28.

    В преобразовании драматических форм Чеховым
    улавливается две главные тенденции:
    Своеобразная децентрализация пьесы, отказ от
    единодержавия героя, развязывания тугих узлов
    интриги, стремительного действия, диалога.
    На месте отрицаемого возникла новая система
    выразительных средств.
    Три классических единства он обогатил новыми:
    единством сквозного образа-символа,
    повторяющихся лейтмотивов, перекличек,
    единством поэтического строя и настроения.
    Так, осуществляя «разрядку», он одновременно
    вносил и начала, придававшие пьесе новую скрытую – напряженность.

    29.

    Обложка первого
    отдельного
    издания пьесы
    «Три
    сестры»(1901 г.) с
    портретами
    первых
    исполнительниц в
    Художественном
    театре:
    М. Г. Савицкая
    (Ольга),
    О. Л. Книппер
    (Маша) и
    М. Ф. Андреева
    (Ирина).

    30. Сцена из спектакля Малого театра «Чайка». Доктор Дорн - Ярослав Барышев, Аркадина - Ирина Муравьёва

    СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ МАЛОГО ТЕАТРА «ЧАЙКА».
    ДОКТОР ДОРН - ЯРОСЛАВ БАРЫШЕВ, АРКАДИНА - ИРИНА
    МУРАВЬЁВА